Все наши эксперты прогнозируют первые заморозки в столичном регионе в ночь с 22 сентября на 23-е.
— Заморозки, на мой взгляд, будут после первого очень холодного дня, а им станет воскресенье 22 сентября, — рассказал нам руководитель прогностического центра «Метео» Александр Шувалов. — В субботу, 21 сентября, ожидается еще +18…+20°, поэтому заморозков в ночь на воскресенье, скорее всего, не будет. 22 сентября днем — уже +13…+15°, и в ночь с воскресенья на понедельник по области заморозки очень и очень вероятны. И ночь с понедельника на вторник тоже может принести заморозки, но они будут по области и локально.
Ведущий специалист Центра ФОБОС Михаил Леус отметил в разговоре с «МК», что синоптические процессы в центре европейской территории России с 18 сентября постепенно начали перестраиваться на «осенние рельсы». В субботу, 21 сентября, скандинавский антициклон сохранит в столице солнечную и сухую погоду с температурой около +20…+22°.
— Эта погода еще на 3-4 градуса выше климатической нормы, — сказал эксперт. — Но все же, скорее всего, суббота станет последним днем метеорологического лета. В воскресенье 22 сентября в Москву с севера вторгнется очередная порция холодного воздуха, которая опустит температуру почти в климатическое русло сентября: +13…+15°. И в ночь с воскресенья на понедельник в московский регион придут первые заморозки. Ожидается 0…+2°, а по области температура местами опустится до –3°. Днем в понедельник будет +15…+17°.
Александр Шувалов рассказал «МК», какая погода нас ожидает на следующей неделе.
— Как я уже сказал, самый холодный день в столичном регионе будет в воскресенье (+13…+15°); нетеплым будет и понедельник, особенно, учитывая ночные заморозки, — сказал синоптик. — Но затем, начиная со вторника, ожидается постепенное повышение температуры за счёт дневного прогрева и отсутствия потока новых холодных воздушных масс. Потихоньку температура будет подниматься, и ко второй половине следующей недели дневная температура приблизится к +17…+19°. Ночная температура при этом будет по-прежнему не слишком высокой, порядка 3-8 градусов выше нуля. Но, к сожалению, осадков у нас не будет практически до конца следующей недели, а в осенней засухе нет ничего хорошего: она несет гибель некоторым видам растений, грозит неурожаем.
Главный специалист Метеобюро Москвы Татьяна Позднякова сообщила в своем телеграм-канале, что «слабые заморозки в Подмосковье 22 и 23 сентября могут подпортить красоту цветников» (московских)… Первый снег, по ее словам, в Москве может выпасть уже в октябре, но устойчивый снежный покров появится лишь в конце осени. При этом текущий сентябрь может стать самым теплым и сухим за всю историю метеорологических наблюдений.
О том, что происходит в природе, когда осень слишком теплая, а затем случается резкое понижение температур, «МК» рассказала биолог, кандидат биологических наук Александра Василевская.
— В основном, ритм жизни многих животных зависит не от температуры, а от длины светового дня, — отметила специалист. — Сейчас мы наблюдаем вполне нормальные явления, видим пролеты тех видов птиц, которые и должны в это время мигрировать; видим, как звери — например, белки и мышевидные грызуны — делают запасы на зиму.
Но бывают и сбои, и они уже могут быть связаны с температурой. У птиц существует явление, которое на языке науки называется «абортивный репродуктивный цикл», по-простому — «осенний ток». Когда длина светового дня осенью становится такой же, как и весной, да еще и вот такое тепло устанавливается, птицы могут начать петь, спариваться, устраивать гнезда и даже класть яйца.
Все это в любом случае напрасно, ведь птенцы уже не успеют вывестись (а даже если вдруг и выведутся, то погибнут от недостатка корма и холода). Такая теплая погода, как в этом сентябре, способна усилить тягу к размножению в неположенное время. Птицы зря тратят ресурсы, которые могли бы пойти на то, чтобы накопить жир и подготовиться к отлету, если речь идет о перелетных видах. С заморозками птицы будут вынуждены быстро начать перемещаться в поисках корма — начнутся активные кочевки и перелеты. В городе птицам гораздо легче пережить неблагоприятную погоду за счет того, что теплее, да еще и люди могут подкормить. Тем не менее, резкая смена погоды может ударить по молодым неокрепшим птицам, особенно из поздних выводков, которые еще не успели накопить достаточно жира и набраться опыта выживания в природе.
Что касается растений, то, в отличие от животных, которые размножаются, когда им хорошо и всего хватает, растения могут стремиться оставить потомство именно тогда, когда условия плохие, так как их стратегия — быстрее дать побольше семян, чтобы их гены хоть как-то выжили. Что будет с родительским растением после этого, природу уже не волнует. Собственно, «второе цветение» — это как раз проявление такой стратегии, резюмировала Александра Василевская.
Как поясняют специалисты, во время повторного цветения осенью растение расходует запасы питательных веществ, которые в этот период должны направляться на другие цели, — на создание запаса прочности, накопление веществ, способствующих устойчивости тканей. В результате деревья и кустарники слабеют и даже погибают. Если бутоны были на отдельных побегах, то засыхают именно эти ветки. Очень часто после осеннего цветения на следующий сезон хорошего урожая на плодоносных деревьях не образуется.
Словом, второе цветенье в году в наших широтах вызывает восторг только у несведущих людей, а для природы последствия не очень приятные.