Гульнара М. преподает в одинцовской школе совсем недавно. Четвертый класс, где случился инцидент с туалетом, — ее первый выпуск. Но родители педагогом довольны: всегда поможет, ответит на вопрос в любое время суток, поддержит ребенка. Мягкая, воспитанная, голос на детей не повышает, рассказали «МК» в школе. А вот о маме Егора сложилось иное мнение.
— Она постоянно недовольна всем, что происходит вокруг ее ребенка. И это началось еще с детского сада. К воспитателям у нее постоянно были претензии. Я знаю это, потому что мой ребенок учится с ее сыном в одном классе, а раньше они ходили в одну группу. Там была та же ситуация. Воспитатели всегда были виноваты, хотя Егора нельзя назвать пай-мальчиком, — рассказала «МК» мама из Одинцова.
Об инциденте с недопуском в туалет наша собеседница знает со слов ребенка, который в тот день тоже присутствовал в классе. Он рассказал, что на предпоследнем уроке Егор поднял руку и попросился в туалет. Учительница сказала ему: «Запиши домашнее задание и иди», — но школьник ничего не записал, взял рюкзак и вышел из класса. Абсолютно сухим, как утверждают дети.
— Никто из детей не подтвердил, что Егор обмочился. И после скандала, который подняла его мама, завуч начальных классов с директором обследовали стул, на котором сидит мальчик, и не нашли никаких следов влаги, — продолжила свой рассказ мама одноклассника Егора.
Классная руководительница тоже не верит, что школьник действительно хотел в туалет. Слишком часто он отпрашивается. То по телефону разговаривает, а то и вообще может уйти с урока. «И эта же мама потом придет и будет жаловаться, что сын ушел из класса», — рассказала наша собеседница.
Конфликт с участием Егора — далеко не первый, по словам женщины. Еще раньше он толкнул одноклассника, да так, что у того оказалась сломана рука. И даже после травмы мама не извинилась, а начала утверждать, что ее сын ни в чем не виноват. Пришлось обращаться в суд.
— Мы решили камеру в класс повесить, — вспоминает родительница. — Но мама Егора высказалась против. А для установки видеонаблюдения нужно стопроцентное согласие. От этой идеи отказались, а зря. Сейчас бы не надо было строить догадки.
Сразу после конфликта мама Егора написала жалобу в прокуратуру. Пока идет разбирательство, о ситуации высказалась уполномоченная по делам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. Она подчеркнула, что педагоги должны с особым вниманием относиться к физиологическим потребностям детей, особенно младших школьников. Запретить ребенку выйти в туалет — это форма психологического давления и унижения. Учитель несет ответственность за здоровье детей во время занятий, поэтому нельзя отказывать им из-за необоснованных опасений, считает омбудсмен.
Что касается мнения педагогического сообщества, то по просьбе «МК» его озвучил заслуженный учитель России, педагог с 35-летним стажем Александр Снегуров.
— Я не слышал ни о каких нормативах, касающихся допуска детей в туалет. Уверен, что такой пункт по просьбе родителей можно прописать в уставе школы, но о директивах я не знаю. Что касается мнения педагогов насчет отлучек, то оно однозначно негативное. Ведь так сложно создать рабочую атмосферу в классе. И вопросы «можно выйти?» ее, конечно, разрушают. Особенно в начальной школе. У детей может начаться цепная реакция. Если отпрашивается один, то за ним это повторяют следующие. Подчас до четырех человек выходит. Тогда я останавливаю урок и жду, когда дети вернутся. Досадую, конечно. Учителю крайне неудобно останавливаться. И все же я отпускаю. Даже если знаю, что ученик обманывает. Что касается поведения мамы школьника, то не следовало, конечно, сразу писать заявления и жалобы. Надо разобраться в ситуации. Педагогический процесс — это совместная работа как учителей, так и родителей. Здесь очень важно найти взаимопонимание.