- Я уверен, что виноват алкоголь. Чему тут удивляться? Ведь сколько ежедневных сообщений, что на кухне выпивала компания взрослых, а один из них взял табуретку и разбил ее о голову соседа. У подростков точно такая же схема. Они также становятся агрессивными под действием спиртного. И даже еще быстрее, ведь их мозг до конца не сформирован. Могу предположить, что пьяный подросток стал неадекватен еще во время застолья. Докапывался до них, вот они и ушли от него. Но не додумались до того, чтобы запереть дверь хотя бы. Не говоря уже о том, чтобы дать деру. Видимо, не хотели оставлять его одного. Взаимовыручка в этом возрасте очень развита.
- Первым делом Михаил ворвался в комнату, где спали девушки. Одна из них, увидев в руках агрессивного друга нож, закрыла собой подругу. Как можно оценить ее действия?
- Все подростки – идеалисты. Они верят в дружбу и в собственное бессмертие, если так можно сказать. Отсюда такой героизм. Тем более, насколько мне известно, закрывшая подругу девушка занималась в спортивной школе. Приходить на помощь другим – это миссия спортсмена. Поэтому с точки зрения морали тут все было верно. Но правильная модель поведение в этом случае, безусловно, стараться любыми способами избежать нападения. Бежать в другую дверь, выбить окно.
- 14-летняя Вероника, которую защищала погибшая, притворилась мертвой, а после ухода агрессора она убежала к соседям и вызвала полицию...
- Это удивительная реакция для столь юных лет. Девочка поступила не только правильно, но и очень смело. У нее отличная реакция и замечательная витальность. Я не думаю, что этому можно научить, скажем так, на ОБЖ. Инстинкт подсказал. Все-таки в экстремальной ситуации у человека развиваются сверхспособности.
- Как бы вы посоветовали действовать подросткам, когда кто-то из компании становится агрессивным? В комментариях к новости о массовом убийстве звучали вопросы: «А что, неужели четверо не моли его вырубить, например, ударив табуреткой по голове?!» Надо ли стараться обезвредить нападавшего? Или вызывать полицию?
- Есть разные ситуации. Например, подростка кто-то подколол, он обиделся и решил подраться. Что делать остальным ребятам? Разнимать. Если подростку 13, то ему сложно одолеть 17-летнего. Но есть дружные компании, когда трое бросаются и держат одного, трое - другого. Ну бывает такое, что подростки подрались. Это поведение в рамках адекватности.
Другое дело, если в руках подростка оказывается нож, разбитая бутылка, табуретка. Это, несомненно, та ситуация, когда бежать – лучший вариант. Если у подростка, скажем так, аффект, он локально сумасшедший. Может быть, и нет, но, как это другой подросток определит, непонятно. Мне кажется, что маркер – это оружие, средства поражения, ощущение неадекватности от агрессивности.
При этом надо понимать, что эти советы для подростков очень слабо реализуемы. Опыта нет. Значимость компании для подростков невероятно высока.
И здесь задача родителей – смоделировать ситуацию. Ждать, что подросток сам сообразит, наивно. Я бы советовал, когда родители отпускают ребенка на ночевку, каждый раз проговорить такой вариант развития событий.