Учить по-новому: школьное образование перестраивается, отвечая на вызовы стремительно меняющегося времени

Мы должны так учить молодое поколение, чтобы оно было готово быстро переучиваться

Чему и как учить в новом, только что начавшемся учебном году? Этот вопрос, безусловно, интересует родителей и широкую общественность. Попытаюсь ответить на него, тем более что образование перестраивается на марше, отвечая на стремительно меняющееся время.

Мы должны так учить молодое поколение, чтобы оно было готово быстро переучиваться

тестовый баннер под заглавное изображение

Карьерные мечты детей и подростков очень сильно изменились. Привожу яркий и смешной пример: идет театрализованный праздник «Прощание с Детским садом». Ведущий задает детям традиционный вопрос: «Кем вы хотите стать, когда станете взрослыми?» Мы ожидали традиционных ответов: врачом, педагогом, космонавтом... Но девочка 6 лет отвечает: «Я хочу быть блогершей». А что? Ее можно понять… Она будет заниматься чем хочет, у нее будет масса свободного времени, к тому же блогерам, по крайней мере успешным, платят весьма приличные деньги.

Даже традиционные профессии сегодня радикально меняют свой облик. Возьмем, к примеру, профессию сварщика. Это не та женщина-сварщик, которую мы видели в культовом советском фильме «Высота», с защитной маской, под аккомпанемент песни «Не кочегары мы, не плотники». Сегодня сверхпрочные металлы, которые создают на основе порошковой металлургии, сваривают специальным аппаратом при помощи джойстика. Нужно делать до 60 ударов в минуту.

Возьмем другой пример. Не так давно учащиеся медицинских классов присутствовали на сложнейшей хирургической операции. Вы спросите, как их туда допустили? Все очень просто — сам больной находился на расстоянии более 1000 километров. Хирург оперировал дистанционно, при помощи робота, работая руками и ногами. Внешне он напоминал органиста. Приведем еще один пример из медицины. Сегодня одним из перспективных направлений борьбы с раком является ядерная медицина. Раковые клетки убивают с помощью изотопов. При этом здоровые клетки не затрагиваются. Проблема заключается в том, что больного надо правильно уложить в соответствующий аппарат. На это зачастую уходит 2–3 часа. Сегодня этим занимаются врачи, но это крайне нерационально. Отсюда возникает необходимость подготовки персонала среднего звена, который будет укладывать больного. А врачи должны заниматься своим делом — проводить сложнейшие операции.

Я не собираюсь перечислять все профессии, которые сегодня востребованы. Коренной вопрос заключается совсем в другом: жизнь так стремительно меняется, что мы не можем предвидеть заранее, какие профессии еще потребуются. Отсюда вывод: мы должны так учить молодое поколение, чтобы оно было готово быстро переучиваться, отбросив амбиции, снобизм и тому подобные предрассудки. Это уже момент психологический. Приведу наглядный пример. На рубеже 80–90-х годов прошлого века огромный стресс в России испытали люди, которые при советской власти были успешны, сделали карьеру, а потом оказались «на обочине». Например, человек был успешным инженером, скажем, в оборонной промышленности, которая подвергалась конверсии. Данная ситуация привела к тяжелейшему состоянию людей. Типичная реакция: «Я вам не кто-нибудь, а главный инженер оборонного завода! И торговать тефлоновыми сковородками я не пойду даже под дулом автомата».

В то переходное время я оказался в Финляндии, и коллеги педагоги повели меня на огромный рыбный рынок, где на глазах у покупателей продавцы проводили засол выловленной рыбы. А мне надо было привезти какой-то вкусный подарок семье. Но как выбрать продавца? Взгляд мой остановился на красивой молодой женщине, чьи длинные стремительные пальцы производили засолку рыбы. Финские коллеги рассмеялись: «Мы так и думали, что именно здесь вы осуществите свою покупку». Как оказалось, эта женщина пианистка, но в консерватории произошли сокращения, под которые она попала. Однако она не упала духом и начала зарабатывать себе на жизнь на рынке. От покупателей у нее благодаря ловким пальцам отбоя не было.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал поэт. В конце 1990-х — начале 2000-х у нас на рынке труда сложилась весьма однобокая конъюнктура. Я как педагог, видя, куда направляются учиться после школы дети, со смехом констатировал: «Юристы и экономисты, в колонну по четыре стройся». Но довольно скоро выяснилось, что такое количество юристов и экономистов никому не нужно. И выпускники даже с красными дипломами зачастую оказывались невостребованными. Зато сейчас, когда стали «вставать с колен» ВПК, авиастроение, машиностроение, инженерные специальности во всем их многообразии оказались очень популярны. Именно на эти специальности устремились лучшие ученики-«стобалльники». Вы думаете, это прежде всего парни? А вот и нет, гендерный подход здесь ни при чем. Поверьте, достаточно большое количество девочек, получивших 100 баллов по математике, физике, химии, информатике, устремилось в сложнейшие технические вузы. Подтягивается и бизнес. Фирмы подбирают себе одаренных студентов, которые, как они надеются, в будущем своим новаторским подходом и нестандартными решениями обеспечат им эффективность производства и прибыли. Дело в том, что одних теоретических знаний явно недостаточно, и уже в процессе обучения студенты проходят стажировку, в ходе которой органично и естественно включаются в процессы производства.

Теперь обратимся к гуманитарной сфере, а точнее к кино. Не зря же В.И. Ленин утверждал, что из всех искусств оно для нас является самым важным. В новом учебном году педагогам рекомендованы для просмотра учащимися действительно прекрасные фильмы, составляющие классику советского кинематографа. Фильмы действительно классные, но прилагаемые к ним комментарии поражают. Какой «искусствовед в штатском» создавал их? Судите сами, перед вами комментарий к культовой картине «Любовь и голуби», обожаемой уже несколькими поколениями зрителей: «Советская романтическая комедия повествует о жизни Василия Кузякина, сельского работника леспромхоза. Василий женат на Надежде, отец троих детей, а в свободное от работы время разводит голубей, зачастую вкладывая в эту деятельность последние семейные сбережения. Получив на работе травму, герой в качестве компенсации отправляется по путевке на море. Там Василий встречает Раису Захаровну, сотрудницу отдела кадров леспромхоза. Знакомство перерастает в курортный роман, по итогу которого Василий возвращается не к своей семье, а к новой возлюбленной. Однако совместная жизнь Раисы и Василия не складывается, поскольку они люди с разными представлениями о жизни и быте. Кроме того, Василий скучает по семье. Через некоторое время Василий уходит от любовницы к простившей его Надежде, и вскоре они станут родителями четвертого совместного ребенка.

Ценность: крепкая семья

Модель российской семьи дискредитируется. Образ мужчины-россиянина, представленный в картине, демонстрирует семейную безответственность, инфантильность, супружескую неверность и приверженность к пагубным привычкам.

Ценность: достоинство

Образ советской женщины демонстрирует агрессивность, физическое насилие по отношению к мужу.

Ценность: жизнь

Картина включает множество сцен употребления алкоголя и табачной продукции, а также неуместные шутки о жизни и смерти, которые могут негативно повлиять на формирование духовно-нравственных ориентиров.

Герой как личность

— Василий с большой бережностью и любовью относился к голубям. Что этот факт говорит о его личностных качествах?

— Какие действия предпринял Василий в борьбе за возвращение в свою семью?

— Как меняется Василий с ходом сюжета?

Герой и другие: друзья, коллеги, семья

— Почему Василий так легко погрузился в курортный роман? Чего ему не хватало дома?

— Были ли у Василия и Надежды общие интересы? Как вы думаете, какое влияние этот аспект оказывает на супружество?

— Как меняется Надежда с ходом сюжета?

— Что осознали Василий и Надежда к концу картины? Что помогло наладить семейные отношения в итоге?

Герой и общество

— Что олицетворяет собой образ деревни в фильме? А образ города? Можно ли сказать, что они противопоставлены? В чем?

— Какими качествами обладает старшее поколение, показанное в картине? Можно ли к ним отнести дисциплину, трудолюбие, смиренность? Приведите примеры сцен, иллюстрирующие эти проявления.

О восприятии зрителя

— Как вы думаете, почему картина стала народной?

— В каком жанре снят фильм? Как вы думаете, почему такая история снята именно в таком жанре?

— В чем состоит главная мысль картины, на ваш взгляд?

— Какими пятью эпитетами вы описали бы атмосферу картины?»

Кому потребовалось это «моралите»? Воистину заставь кое-кого Богу молиться, он и лоб расшибет. Автор этих комментариев (по многим другим фильмам они не лучше), видимо, считает, что неразумные учителя сами не в состоянии разговаривать с подростками об этих шедеврах советского кино, и поэтому приходит к ним с экстренной пожарной помощью. Но лучшего способа убить подлинное произведение искусства и вызвать тоску у подростков нет. Я же убежден, что российские учителя в состоянии обойтись без таких убогих подсказок.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29604 от 11 сентября 2025

Заголовок в газете: Учить по-новому

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру