Удалось выяснить, кто был богаче: советские или российские коррупционеры

Выяснилось, как прятали от конфискации сокровища советские коррупционеры

Возможно, в рейтинге самых «эффективных» российских коррупционеров грядет обновление. Появилась информация, что Генпрокуратура РФ подала иск к судье Верховного суда Виктору Момотову, требуя изъять 95 объектов недвижимости, зарегистрированных на третьих лиц, а общая стоимость его активов оценивается в 9 миллиардов рублей. Столь впечатляющие показатели заставили «МК» сравнить «успехи» наших современников с их предшественниками — воротилами «теневой экономики» советских времен.

Выяснилось, как прятали от конфискации сокровища советские коррупционеры
Кадр из фильма "Золотой теленок"

тестовый баннер под заглавное изображение

Нынешнему «виновнику торжества», даже если упомянутые требования Генеральной прокуратуры будудт полностью удовлетворены, все же до максимальных для современной России показателей в этой криминальной области не дотянуть. Например, у осужденного несколько лет назад экс-главы Клинского района Подмосковья А. Постриганя изъяли 1700 объектов недвижимости и другое имущество на такую же сумму — 9  000 000 000 рублей.

Эта беда — мздоимство - в дополнение к дуракам и дорогам существовала и в советские времена. Тут вспоминается фраза Юрия Деточкина из знаменитого фильма «Берегись автомобиля»: «Ведь воруют! Много воруют».

Впрочем, в контексте данной публикации важно все-таки попытаться определить масштабы, скрывающиеся за словом «много».

Итак, уровень нынешних рекордных неправедных накоплений известен. Для рядового российского гражданина эти десятизначные суммы — из разряда абсолютной фантастики.

А что скопили в своих «загашниках» ловкие «ударники социалистического труда»?

Чтобы выяснить это, пришлось покопаться в исторических архивах.

Найденные сведения лишь подтвердили крайне печальный для советских коррупционеров факт. Добытые этими ловкачами большие-пребольшие суммы зачастую потратить с пользой для себя, для собственного удовольствия оказывалось некуда. У советского гражданина  могла быть только одна квартира, дача, машина. Излишества по этой части чреваты болшьшими проблемами.

Поэтому подпольный миллионер Корейко просто хранил пачки денег в чемодане под кроватью. Реальные прохиндеи от этого литературного героя зачастую мало чем отличались.

Вот лишь один пример из жизни.

Коллега Корейко по накоплению нелегальных миллионов Михаил Исаев - начальник отдела снабжения Росглавхлеба, занимавшийся махинациями в годы войны, часть вырученных от незаконной деятельности миллионов потратил на покупку ювелирных украшений, которые спрятал в банки и коробки и закопал на своем подмосковном дачном участке. А основную массу купюр он положил в стеклянные трехлитровые банки и тоже их зарыл — почти как Шеф из другого знаменитого фильма «Бриллиантовая рука». При этом обеспечить полную герметичность таких импровизированных контейнеров не получилось. Потому купюры в банках отсырели и к моменту разоблачения «бизнесмена»-нелегала и проведению у него обыска, в ходе которого банки были обнаружены, почти половина этих денежные знаки сгнила.

Так называемые «цеховики» - Исаак Зингер и Зигфрид Газенфранц оказались то ли смелее, то ли беззаботнее. В 50-е годы они организовали в столице Киргизской ССР городе Фрунзе (ныне — Бишкек) подпольный цех по производству дефицита — трикотажной одежды. На вырученные от нелегального бизнеса капиталы каждый из них купил отдельный вместительный дом, сумел приобрести через знакомых дипломатов подержанную иномарку, а жену буквально осыпал украшениями. Отдельная статья расходов — регулярные поездки на морские курорты страны, где сотни и тысячи рублей эти дельцы спускали на разгульные застолья в ресторанах, на любовниц... Дольче вита продолжалась несколько лет, но в начале 60-х двух главных «трикотажников» и два десятка их подельников все-таки арестовали. Зингера и Газенфранца суд приговорил к смертной казни, а их дома, машины, бриллианты были конфискованы.

Еще конкретный пример из прошлого.

В ходе расследования так называемого краснодарско-сочинского дела в начале 80-х одним из его фигурантов стал заместитель министра мясомолочной промышленности А. Тарада (прежде он занимал пост секретаря Краснодарского крайкома КПСС). У него было изьято ценностей на общую суму  свыше 350 тысяч рублей.

В 1987-м на весь Союз громыхнуло «дело рыбной мафии», занимавшейся среди прочего нелегальной торговлей икрой. В числе участников и организаторов такой аферы был арестован и позднее осужден заместитель министра рыбного хозяйства Владимир Рытов, курировавший сеть магазинов «Океан». У него тогда изъяли свыше 300 тысяч рублей.

Чтобы сравнить данную сумму с рекордами нынешних махинаторов, давайте переведем те старые и сегодняшние рубли.... Ну, скажем, в однокомнатные квартиры. В середине 1980-х московская кооперативная «однушка» стоила 3-4 тысячи. Сейчас за такой же объект недвижимости нужно выложить 8-9 миллионов. Значит, рыбный зам. министра мог бы на скопленные им капиталы приобрести штук 80 подобных квартир. А упомянутый выше глава Клинского района, потратив 9 миллиардов, купил бы на эту сумму около сотни среднестатистических однокомнатных «хором». То есть он побогаче оказался, если приводить к общему знаменателю.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру