«Некоторые «черные вдовы» выходят замуж по четвертому кругу»: бойцы рассказали о фиктивных браках на СВО

Депутаты предлагают судить женщин, которые обманывают военнослужащих и врут о своей любви ради денег

В Госдуме предложили сажать до 10 лет за фиктивные браки с героями СВО. Депутаты предлагают ввести уголовную ответственность для так называемых черных вдов — мошенниц, которые оформляют фиктивные браки ради получения выплат за погибших участников специальной военной операции.

За такие схемы планируют наказывать штрафом до 1 млн рублей, принудительными работами или лишением свободы до 10 лет, если действует группа или сумма ущерба особо крупная.

По словам парламентариев, всплеск подобных преступлений уже сегодня фиксируют по всей стране. В Архангельской области, например, недавно оформили фиктивный брак и получили 15 млн рублей после гибели бойца.

Депутаты предлагают судить женщин, которые обманывают военнослужащих и врут о своей любви ради денег

тестовый баннер под заглавное изображение

С одной стороны, это действительно некрасиво — если выплаты за погибшего бойца достаются аферисткам и их подельникам, которые и свели пару.

А с другой — не все так однозначно, ведь как, к примеру, отличить чистое чувство от выгоды? В постель же к молодым никто не полезет, а доказать корыстные мотивы в таком сложном вопросе, как любовь, да ещё во время ведения боевых действий, ох, как непросто!

Владимир воюет на Донбассе с перерывами с 2014 года. Там же он познакомился с Оксаной. Она из Крыма. Работает в госпитале. Их роман длится без малого уже четыре года. За это время было всякое — и ссорились, и расставались в том числе тоже. Сейчас собираются расписаться официально. Кроме Оксаны других близких родственников у мужчины нет.

«Это что же получается, если со мной что-то случится, Ксюху могут признать корыстной обманщицей, раз мы на СВО поженились? — возмущается он. — Я с этим категорически не согласен. Вообще считаю, что не дело депутатов лезть в человеческие отношения. Если мужчина заключил брак с конкретной женщиной, значит, так посчитал нужным. Могу сформулировать только, что считаю это предложение неправильным. Мошеннический умысел в таких вопросах доказать сложно, а иногда и вообще невозможно, и это мое дело, а не депутатов, на ком я женюсь».

Подобные схемы обычно используют в своей деятельности сотрудники ФМС, чтобы доказать, что гастарбайтер женился на россиянке ради вожделенного гражданства, а не из-за искренних чувств. С семейной пары требуют тогда подтверждения серьезности намерений: общих фоток, чеков на совместные траты, знаний друг о друге. Но какие совместные траты могут быть в зоне СВО, да ещё после гибели военнослужащего? Кто этим станет заниматься и допрашивать женщину — следователи?

Владимир поспрашивал среди своих ребят, сколько из них имели дело с «черными вдовами». Многие говорят, что это раздутые истории, якобы,чтобы сэкономить выплаты на погибших. Некоторые слышали про таких, но чтобы «черные вдовы» подкатывали именно к ним — такого не было. Хотя с 2022 года в зону боевых действий действительно едут незамужние женщины с целью найти себе пару, это нормально — первое время воевали в основном парни непристроенные, а зарплаты у них были большие, вот небескорыстные женщины и слетались на таких кавалеров, как мухи на мед.

Во время Великой Отечественной тоже многие возвращались с фронта со вторыми женами, вспомните того же Леонида Ильича, по партийной линии его буквально заставили снова воссоединиться со своей Викторий Петровной и бросить военно-полевую возлюбленную медсестру Тамару. Сейчас парткомов нет, и заставить мужчину быть верным жене на гражданке никто не может.

Есть те, кто верит, что встреченная на СВО дама сердца — последняя и единственная. Иногда так и бывает.

Военнослужащие вспоминают некоторых женщин, которые уже на Донбассе успели несколько раз побывать и женами, и вдовами. «Знал одну, она по четвертому кругу замуж сходила. И все по любви. Попробуйте докажите, что это не так», — рассказывает боец по имени Михаил.

«Есть здесь и ещё один момент, — рассказывает тоже действующий военнослужащий Андрей Седлов, руководитель координационно-правового центра «Война и мир». — Многие ребята у нас здесь живут давно с гражданскими женами, с которыми познакомились на СВО, но разводиться с первыми супругами не торопятся. И вот когда парни гибнут, начинаются споры из-за выплат, так как официально все деньги положены бывшим женам, если по документам они все ещё действующие. Я полагаю, что это несправедливо. Многие годами не общались! Бывает и так, что экс-супруга ради скорейшего получения выплат признает погибшим мужем первые попавшиеся останки, хотя это может быть и не он».

Конечно, как говорил Глеб Жеглов, если не хотите проблем, со своими женщинами надо разбираться вовремя. Тема измен и разводов вообще одна из самых острых и больных в районе боевых действий.

В соцсетях в чатах жен контрактников и мобилизованных часто обсуждают и клянут «боевых подруг». К сожалению, это понятие сильно дискредитировано. Понятно, что если в мирной жизни это исключительно вопрос чувств, то здесь замешаны еще и финансы. И те, и другие не хотят ими делиться.

Жены признают, что все так и есть, – годы разлуки, к сожалению, семейные отношения не укрепляют. Но деньги есть деньги, и терять их тоже не резон. Тем более, если есть «совместно нажитые» дети. Поэтому официально разводиться многие и сами не хотят. А так как при наличии маленьких детей развод должен быть через суд, то процесс этот тянется до последнего, пока не становится слишком поздно.

«Что касается непосредственно профессиональных «черных вдов», то иногда некоторые военнослужащие вообще не в курсе, что их без них женили, — продолжает Седлов. — Это происходит не в зоне СВО, а после подписания контракта на месте, когда персональные данные военнослужащего попадают не в те руки и, бывает такое, что брак заключается даже за его спиной. Особенно часто подобное случается с людьми неустроенными, маргинальными, у которых нет близких, способных это проконтролировать. Были и такие случаи, когда мужчины уже на месте спохватывались, что кто-то перехватил их банковские карты. Потом выяснялось, что это новоявленная жена, о которой он и знать не знал. Это, конечно, чистой воды мошенничество, не имеющее отношение к любви».

Но в силу малой образованности такие военнослужащие не всегда способны добиться защиты своих интересов, а потом, если они погибают и если нет кровных родственников, выплаты действительно уходят налево. И вот права таких людей необходимо защищать, раз они сами защитить себя не всегда в состоянии.

- Важно понимать, что фиктивность брака, в том числе и в гражданской жизни, всегда необходимо доказывать, — говорит правозащитница Мария Архипова. — Бывали случаи, когда люди много лет живут вместе, не заключая официально брак через органы ЗАГС, однако, когда мужчина отправляется на СВО, пара наконец принимает решение и женится. Безусловно, когда речь идет о фиктивных браках, то, как правило, мы сталкиваемся с другими ситуациями – люди заключают брак не для совместной жизни, и предыдущие отношения именно в этой паре отсутствовали. Статья 27 Семейного кодекса РФ прямо указывает, что недействительным считается брак, заключённый без намерения создать семью, то есть когда один или оба супруга вступают в брак только для получения выгоды, например, гражданства, регистрации, финансовых выгод, оформления наследства и т.д».

При этом, только суд может признать брак фиктивным, именно суд выносит решение о признании брака недействительным. Заявителем в суде может быть кто-то из супругов, может ходатайствовать прокурор, органы опеки, иные заинтересованные лица, например, дети от предыдущих браков, другие близкие родственники – это редкость, но закон это допускает.

«Часто спрашивают, могут ли органы полиции как-то узнать, является ли брак фиктивным. Сами органы МВД РФ, конечно, такие решения не выносят, но могут выявить признаки фиктивности, скажем, в ходе миграционного контроля, могут инициировать проверку, могут обратиться в суд с иском о признании брака недействительным. По сути это выявление и инициирование процедуры признания брака фиктивным. То же касается и органов прокуратуры», — подчеркивает эксперт.

Собственно, фиктивность брака суд устанавливает по совокупности доказательств: отсутствие совместного проживания, отсутствие общего хозяйства, показания свидетелей, признание одного из супругов, переписка, документы, подтверждающие мотив, к примеру, получение разрешения на проживание и т.п. Но и тут надо понимать, что само отсутствие совместного проживания, особенно если один из супругов воюет, ещё не делает брак фиктивным — нужны доказательства отсутствия намерения создать семью именно на момент заключения брака.

Что касается судебной практики по делам о фиктивных браках с участниками СВО, то да, в России уже выносятся такие решения, где брак признается фиктивным. Но пока они единичны. А заявителями выступают другие близкие родственники.

Вот ещё один случай из недавней судебной практики. В 2023 году жительница Магаданской области, чей сын погиб в ходе специальной военной операции, обратилась в суд с иском о лишении вдовы права на получение единовременного пособия и иных выплат. Мать участника СВО потребовала признать брак фактически прекращенным, потому что супруга в 2017 году была осуждена за тяжкое преступление против супруга. По свидетельствам матери, сын неоднократно пытался, но так и не смог официально расстаться с женой из-за ее воспрепятствования разводу. В 2024 году суд признал требования матери законными, апелляционным и кассационным решениями жене было отказано в выплате пособия. Верховный Суд РФ счел доводы родительницы обоснованными. Коллегия по гражданским делам признала брак погибшего участника СВО фиктивным и подтвердила право на получение выплат только самой матерью.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру