Согласно отчетам ВЦИОМ, около 66% россиян испытывают усталость каждую неделю, а почти 40% — почти ежедневно. При этом упадок «всего и вся» касается не только физического состояния, но и эмоционального. Респонденты отмечают психическое изнеможение, реакции на рабочий стресс.
При этом, представители поколения Z (рождены в последнем десятилетии XX века или до 2010 годов) и миллениалы (чуть раньше, с 1980 по 1995) чувствуют себя так же уставшими, как и их предшественники. Более того, почти 25% этих еще молодых людей ощущают себя «людьми среднего возраста».
Причины такой необыкновенной усталости и апатии специалисты усматривают в ряде причин. Социальные и экономические факторы: кризисы, пандемии, войны, нестабильность на рынке труда. Все возрастающий уровень конкуренции. Страх будущего: экологические катастрофы, климатическая тревожность, страх не реализоваться.
Не очень хорошо как не «средне-молодых» людях как зуммеры, так и на совсем юных «альфах» сказывается цифровое перенасыщение. Ежедневно люди сталкиваются с огромным потоком информации из соцсетей, мессенджеров, новостей. Из-за необходимости постоянно быть «на связи», мозг не отдыхает, нервная система перегружается, нет полноценного отдыха. По данным ВОЗ, более 40% подростков и молодых взрослых спят меньше рекомендованных 7–8 часов.
Несмотря на онлайн-связь, реальные глубокие связи становятся редкостью. Пандемия COVID-19 эту тенденцию только усилила: по данным социологов, в РФ 57% молодых людей (18–24 года) регулярно испытывают усталость и апатию. 62% отмечают высокий уровень тревоги за будущее. По исследованию ВШЭ, еще три года назад каждый третий студент жаловался на выгорание и эмоциональную истощенность.
И международные статистические данные «не лучше». Если верить социологам, то 46% миллениалов и 51% зуммеров по всему миру говорят о постоянном стрессе на работе или учебе. Более 40% зуммеров опасаются за свое психическое здоровье. В США отмечают, что уровень депрессии и тревожных расстройств у молодежи вырос на 30% за последние 10 лет.
Психологи говорят о том, что эта не только физическая, но и ментальная усталость — от постоянной «гонки» и неопределённости. «Поколение Z сталкивается с уникальными вызовами — от цифрового давления до экологической тревожности. Они живут в мире, который меняется быстрее, чем когда-либо раньше». Или так: «Усталость — это крик организма о необходимости замедлиться. Но современная культура этому не способствует».
В январе 2023 года крупное британское издание выпустило статью с заголовком «Почему быть скучным стало актуально?». В ней автор утверждает, что вместо культа «успешного успеха» на первый план выходит стремление к спокойной жизни с минимальным количеством активностей. При этом «скучные» досуги становятся особенно популярными среди зуммеров, которые предпочитают проводить время без вечеринок, рано ложатся спать и делятся в социальных сетях контентом о своей повседневной жизни.
Отечественные психологи тоже пытаются разобраться со «скучными зуммерами», объясняя, что «мода на скуку», мол, является рациональной стратегией в условиях постоянного кризиса и чрезмерного потока информации. Такое эффект замирания при стрессе, понемногу овладевающий целыми поколениями.
Дошло до того, что «молодость» все менее ассоциируется с «безрассудством и активностью», и тем самым «дымом» в значимых местах. А все больше она связывается с «усталостью и обязанностями», уровнем осознанности, которой раньше обладал только зрелый индивидуум.
В общем, помимо «моды на скуку» и преждевременного «старения» зуммеры похожи на «поколение икс», которое еще в школе приговаривало: «Я стар, я суперстар», - и придумало присказку про «молодость — гадость».
Только, наверное, в пику «бывшим молодым людям», впервые познавшим отпуск цен, безработицу и рыночную конкуренцию, для них постоянная забота о финансовом благополучии, выгорание на работе или симптомы «смысловой усталости» стали не откровением, а привычным фоном жизни.