На фоне этих сообщений в соцсетях распространяются видео мародёрства в Каракасе. Пользователи публикуют кадры разграбления супермаркета Marko в районе Ла-Ягуара.
О ситуации в стране рассказала русскоязычная гид из Венесуэлы Елена. Она живёт в Каракасе, но на новогодние каникулы уехала в соседний город и пока не может вернуться.
3 января Елена опубликовала в соцсети видео из магазина: на кассе очередь, а полки с некоторыми продуктами заметно опустели.
- День провели в очередях, - рассказывает Елена. - Люди приветливые: здороваются, обнимаются. Мы не в Каракасе, домой вернуться не можем, там остался кот. Я сейчас в горах, в соседнем городе, утром 3 января дороги в Каракас были перекрыты.
В субботу потратили день на закупку продуктов. Четыре часа стояли в очереди. Мы находимся в небольшой деревне недалеко от Каракаса, здесь открыт только один магазин. Из столицы мне пишут, что сложно достать еду, всё закрыто, доставки не работают. Мы не можем вернуться домой. В том районе, где мы живём, небезопасно. В ночь на 3 января удары были совсем рядом, многие жители выехали. В нашем районе отключили свет и интернет.
Я остаюсь на неопределённый период без работы и доходов и без возможности вернуться домой. Рейсов в Россию нет. Закупили продукты и медикаменты, насколько позволяли текущие обстоятельства.
В местном магазине пока всё есть, правда по мясу уже ничего не осталось. Фарш мы не нашли. Полки с сахаром и мукой почти опустели. Печенье есть.
В комментариях к посту Елене пишут: «Мой муж венесуэлец, и все его ровесники и знакомые рады. Читаю комментарии к новостям, недовольных нет».
Елена отвечает: «Радостных не видела. Как можно радоваться, если люди в три часа ночи были вынуждены поднимать спящих детей и вывозить их из города? И как вообще можно радоваться из-за военного вторжения одной страны в другую? Внутри страны по живым видео вижу протесты против США во многих городах. А вот радостных видела только за пределами страны».
Комментаторы замечают: «Внутри страны открыто радоваться не могут, потому что на улицах военные, пока ещё сторонники режима. И неизвестно, чем всё закончится».
Мы связались с Еленой.
- Где сейчас ваша семья и что известно о Каракасе?
- Моя семья из Каракаса. На каникулы мы уехали оттуда. По информации от друзей, утром 3 января в столице уже было спокойно, люди сидели по домам. Свет, вода и связь была.
- Вы публиковали очереди и проблемы с продуктами. Это где?
- Я нахожусь примерно в 100 км от Каракаса, в деревне. Здесь мало открытых магазинов. За продуктами выстроились очереди. За бензином тоже.
- Какие настроения у людей?
- Все встревожены. В разных городах Венесуэлы прошли протесты против США. Радуются в основном те, кто находится не внутри страны. В ночь на 3 января, когда арестовали Мадуро, у нас в Каракасе дрожали стёкла, детей поднимали с кроватей, здание тряслось, как при землетрясении. Бомбили рядом. У нас эвакуировали всё здание. Моя соседка шла пешком три километра в три часа ночи - без вещей, еды и документов. Я пока не видела ни одного довольного человека ни в Каракасе, ни в окрестностях. В субботу написала всем знакомым и соседям в Каракасе, связалась с теми, кто находится в других городах. Люди опасаются, что бомбёжки могут начаться снова.
- Граждане Венесуэлы разделились по отношению к Мадуро?
- Да, есть те, кто поддерживает, и те, кто нет.
- Дороги в Каракас перекрыты? Можно туда проехать?
- Точно не скажу. Военные посты на дорогах были всегда. Между штатами в принципе всегда стоят военные КПП.
- Работает ли общественный транспорт?
- Общественный транспорт не работает никакой. Аэропорты тоже закрыты. Банки и госучреждения не работают из-за выходных и каникул. Таксисты работают выборочно.
- Туристические поездки продолжаются?
- Конечно нет. Все туры встали.
- Остались ли в стране российские туристы?
- Рейсы отменены. Российские туристы улетели 2 января днём, а ночью начались удары. Летает только один оператор, поэтому всех увезли одним самолётом. Новые туристы не прилетели, потому что отменили рейсы. По моим данным, наших туристов сейчас не осталось в стране.