Старое здание прежней, времен ее бешеной популярности, “Литературной газеты”. Цветной бульвар, 30. Злые языки утверждают: прежде в этом объемистом особняке находился дом терпимости. Вот, дескать, по наследству журналисты и унаследовали, переняли угодливые нравы древнейшей профессии. Но это, конечно, наветы завистников. На самом деле нет в стране и подцензурной печати более смелого и либерально настроенного печатного органа. Лучшие перья пишут для него: Анатолий Рубинов, Аркадий Ваксберг, Евгений Богат, Лора Левина, Ирина Ришина, Александр Левиков… Это, так сказать, общая панорамная картина. Экспозиция. То, о чем хочу поведать, гораздо более локально.
Широкая каменная лестница, соединяющая этажи, просторные светлые пролеты и большие окна, — такое встречается лишь в домах постройки XIX века. На этой лестнице я, юный сотрудник отдела русской литературы, сталкиваюсь с заведующим отделом юмора, знаменитым Виктором Веселовским, и спрашиваю, любуясь его рыжей бородой:
— Ты живой?
Накануне мы крепко погуляли в “Национале”. Я отмечал выход своей первой книжечки в библиотеке “Крокодила”. Сам я плохо помню финал застолья.
Нормальный, типичный, я бы сказал, мужской разговор. На лестнице мы двое. Так что обмен утренними приветствиями никому не должен открыть маленькие связывающие нас секреты. Но, сделав несколько шагов вниз, я вижу свою начальницу, она поднимается навстречу. Это строгая, правильная, чтоб не сказать “упертая”, дама. По ее взгляду понимаю: она слышала наш лаконичный диалог. Собственно, об этом взгляде речь. Сколько в нем зависти, изумления, даже страдания!
В детстве поражало: если сыпал перед сизарями на асфальт мандариновые зернышки (остатки своего лакомства), птицы их не клевали, а вот просо и рис поглощали охотно. Откуда знали, что зернышки созревших на южных широтах фруктов несъедобны? Даже не смотрели в их сторону…
Для участников писательских съездов в гостинице “Россия” (уже не существующей ныне) устраивали вещевые распродажи. Этакое поощрительное мероприятие эпохи дефицита. По спецталонам можно было приобрести шотландские мохеровые шарфы, египетские рубашки, электробритвы “Браун”, портфели “дипломат”, венгерские галстуки…
Я уходил из этого так называемого сувенирного киоска нагруженный покупками. Миновал в обратном порядке все кордоны и пропускные пункты, которые прошел по пути “туда”, приблизился к лифту. Тут меня перехватила трогательная пара: мама с дылдой-сыном, вероятно, приезжие.
— Где же тут магазин? — обратилась ко мне женщина.
Стоявшие вместе со мной в ожидании лифта другие отоварившиеся писатели шарили взглядами по ковру, устилавшему пол. Исследовали трещины на потолке. Женщина, глядя мне прямо в лицо, повторила:
— Где магазин?
Ее сынок, видимо, старшеклассник, робея и не зная, куда девать длинные руки, смущенно улыбался.
— Да вот, несут портфели… перчатки. Нам сказали, где-то в этом крыле…
— В этот магазин, — мелодично сказала поэтесса, — можно пройти только по специальным приглашениям.
Женщина сникла, ее сынок потускнел. Наверное, ему очень хотелось стать обладателем модного портфеля. Или шарфа, или перчаток…
С художником Валерием Смирницким мы вместе работали в редакции “ЛГ” очень недолго. Он нарисовал первый шарж на меня, изобразив при этом модным красавчиком. В те дни я не наряжался так, Валера мне польстил, возможно, повлияв на мой будущий облик, подсказав стиль и манеру одеваться.
Он рассказывал о любимой девушке: “Не может без солнышка. Когда солнышко появляется, оживает, расцветает…”
Что толкнуло его к роковому шагу? Он выбрал уж очень страшную смерть. В придорожном кювете бросился сердцем на скальпель, который заранее укрепил в земле.
К самоубийцам в советские атеистические времена относились снисходительно: наложивших на себя руки дозволяли хоронить на кладбищах, а не за пределами погостов, но все же оценивали подобную смерть крайне неодобрительно — не потому, что бедняги преступили нравственный закон, а потому, что добровольный уход из полной оптимизма и радужных перспектив жизни бросал тень на коллектив и воспитательную практику партийной организации. Долго решали: как сообщить о гибели Валерия привыкшим к его рисункам читателям? В итоге опубликовали извещение о “преждевременной” кончине сотрудника. Именно такое определение сочли наиболее приемлемым.