Напомним, что захват дельфинария произошел в апреле прошлого года. В офис, расположенный на Ленинском проспекте, 33, ворвались лица, представившиеся новыми руководителями, завладели документами, а прежнего директора Льва Мухаметова вместе с ветеринарами и тренерами выставили за дверь. Сразу после случившегося по заявлению Мухаметова (кстати, крупнейшего в стране специалиста по морским млекопитающим) следственное управление при УВД по Южному округу возбудило дело по статье 330 УК “Самоуправство”.
Следствие длилось долго. А в дельфинарии в это время умирали артисты — красавцы Байкал, Коля, моржиха Алина, сошел со сцены по состоянию здоровья любимец публики белуха Егор. Наконец, бесследно пропала беременная самка афалины Патра... Причем внятных объяснений происходящего никто так и не получил. Патру, по словам нового пресс-секретаря Инны Шкарбановой, они вывезли из Москвы в Сочи без разрешения Комитета ветеринарии — торопились доставить в лучшие для родов апартаменты. Однако прежнее руководство уверено: Патра умерла от неправильного ухода, кормления или запущенного заболевания. А сказку про скоропалительный переезд придумали, чтобы не возбуждать лишний раз и без того взбудораженную общественность.
Много вопросов осталось и после смерти моржихи Алины. По официальной версии нынешнего руководства, она умерла после операции по удалению бивней. По словам прежних ветеринаров и тренеров, Алина умерла сразу после первого успокоительного укола еще до операции. Ветеринары, по всей видимости, не рассчитали дозу. А в момент операции рядом с питомицей не было ни одного опытного в хирургических делах специалиста. Новые руководители пытались придумать версию о присутствии на операции ученого из американского Центра исследования сна, который, по их словам, еще и мозг Алины забрал на исследование. Но вот ответ специалиста по морским млекопитающим Дженнифер Лапьерм: “Я не принимала участие в этой операции и не забирала никаких биопроб, и не перевозила их в США. Я действительно была в Москве несколько дней в декабре 2009 года и работала в ИПЭЭ им. А.Н.Северцова РАН, но вернулась в США 16 декабря. И я не сотрудничаю с Михайловым, который называет себя новым директором дельфинария, а также ни с кем из его сотрудников”.
Вслед за Дженнифер отписался сам директор Центра по изучению сна Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джерри Сигал:
“Ни один сотрудник Центра по изучению сна не участвовал в подобной операции, не извлекал мозг у погибшего моржа и не перевозил мозг в США, что противоречит сообщениям прессы”.
Прежние хозяева, журналисты, общественность боролись как могли, направляли письма в мэрию, прокуратуры, самому президенту — просили передать животных в руки прежних хозяев, хотя бы временно. Все тщетно. Впрочем, в Администрации Президента РФ все-таки откликнулись на просьбу восьми с лишним тысяч человек разобраться в ситуации, но как-то вяло: в сообщении за подписью консультанта департамента письменных обращений граждан г-на Р.Байкина говорится: “Ваше обращение, поступившее на имя Президента РФ, рассмотрено. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ” оно направлено на рассмотрение по компетенции в Прокуратуру Краснодарского края”. В свою очередь, Прокуратура Краснодарского края отфутболила это дело анапскому межрайпрокурору А.Волошину. Тот же сообщил, что на территории Анапы ООО “Утришский дельфинарий” хоздеятельность не ведет, и посоветовал заявителям обратиться для получения информации в прокуратуру... Москвы. Выходит замкнутый круг: дельфины гибнут в столице, разбираться поручают провинциальным прокуратурам, а те вновь возвращают заявителей в Белокаменную. Может, это такой хитрый метод у прокурорских работников — лишь бы не заниматься делом?
Параллельно с борьбой за нормальное обращение с животными шли процессы в арбитражных судах Москвы, где Мухаметов с коллегами доказывали свое законное право управлять дельфинарием. И надо отдать должное Арбитражному суду Москвы, в ноябре 2009 года он все-таки окончательно восстановил Льва Мухаметова в прежней должности. Как объяснили нам юристы, обычно после таких решений восстановленные в правах руководители пинком открывают дверь своего предприятия и, раскидав по сторонам самозванцев, гордо занимают директорское кресло. Однако биолог решил поступить законно. 4 февраля следственная группа УВД по ЮАО приехала в дельфинарий на Мироновской с целью проверки в рамках возбужденного еще в апреле уголовного дела. Вместе со следователем, который решил проверить, все ли животные в наличии, в каком состоянии содержатся, к дельфинарию подъехали эксперт- ветеринар и восстановленный в правах Мухаметов. Однако, со слов сотрудников правоохранительных органов, им просто не открыли дверь. Не помогли и патрульные из ОВД района Соколиная Гора. Милиционеры даже не пытались проникнуть в помещение дельфинария и обеспечить доступ следователю и законному директору. Тогда следователь направился в офис нынешнего руководства на улице Ибрагимова, чтобы изъять некоторые документы и печати. Каково же было его удивление, когда вслед за ним прибыли те же самые сотрудники ОВД района Соколиная Гора и потребовали убраться восвояси... Поскольку следственные действия были сорваны, адвокат Ольга Гонина, представляющая интересы Мухаметова, сразу же подала жалобу на имя прокурора Южного округа, в которой просила взять расследование данного уголовного дела под особый контроль и принять меры к лицам, препятствующим расследованию. Однако ответа не последовало...
Ситуация складывается парадоксальная. Президент не устает напоминать о том, что с рейдерством в стране надо кончать. А сотрудники правоохранительных органов напрямую крышуют рейдеров и готовы даже пойти войной на своих коллег.