Зато мы делаем макеты. Часть 1

Стройплощадки Сочи: что там происходит сегодня и какими они станут завтра?

Большая часть олимпийских объектов Сочи должна быть сдана в 2011—2012 годах — иначе спортсмены не успеют опробовать их перед зимней Олимпиадой в других состязаниях. Что уже построено, а где еще конь не валялся? В какой стадии строительства сейчас находятся ледовые дворцы, горнолыжные спуски и биатлонный стадион? Как они будут выглядеть к Олимпийским играм? Укладываемся в сроки или не успеваем? Разочарует Россию Сочи или прославит?
Стройплощадки Сочи: что там происходит сегодня и какими они станут завтра?

До Олимпиады-2014 осталось три с половиной года. Если учесть, что практически все строится с нуля, включая спортивные сооружения, олимпийские деревни, дороги, вокзалы, электрические сети, водоснабжение, газ и канализацию, то времени уже не так много.


Что сделано, а что — даже не начато? Укладываемся ли в сроки? Какие проблемы и как они решаются?


Чтобы прояснить ситуацию, обозреватель “МК” отправилась в Сочи и увидела там победные прорывы, смелые замыслы и узкие места олимпийской стройки.

 

Как это будет


Многие россияне, бывавшие в Сочи, до сих пор думают, что зимняя Олимпиада пройдет именно там, и недоумевают, не понимая, как в этот неудобный, застроенный город с узкими улицами можно встроить олимпийские объекты.


Чтобы рассеять недоумение, сообщаю: Олимпиада на самом деле будет проходить не во всем Сочи, а только в одном его районе — Адлерском.


“Олимпийские” преимущества Адлера состоят в том, что здесь есть: 1) Красная Поляна с горнолыжными курортами, которые можно довести до олимпийских стандартов; 2) незастроенная Имеретинская низменность, где можно воздвигнуть ледовые дворцы и Олимпийскую деревню и 3) единственный в Сочи аэропорт.


Когда решался вопрос о выборе мест для олимпийских объектов, этот аэропорт был похож на сарай. Но в мае заработал первый терминал нового здания, которое строилось десять лет. Так что приличный аэровокзал в Сочи уже есть. Правда, табло там показывают те рейсы, что давно уже улетели, а объявления по радио невозможно разобрать, даже когда диктор говорит по-русски, но это поправимые мелочи.


Аэропорт стоит на трассе, которая идет в горы вдоль реки Мзымта. Если от аэропорта поехать по этой трассе направо — минут через пятьдесят вы окажетесь в районе села Эстосадок, которое входит в состав поселка Красная Поляна. Здесь будет “горный” кластер олимпийских объектов: горнолыжные спуски, трамплины, лыжные трассы, биатлонный стадион и санно-бобслейная трасса.


Если двинуться от аэропорта в левую сторону — к морю, вы быстро упретесь в главную трассу Сочи. Поедете по ней вправо вдоль берега — через полчаса доберетесь до центра города (если, конечно, не будет пробок). Поедете влево — минут через десять окажетесь в “прибрежном” кластере Олимпиады — Имеретинской низменности.


Здесь пройдут соревнования в закрытых помещениях — по хоккею, фигурному катанию, керлингу. Здесь же разместится Олимпийская деревня на 3 тыс. мест, будет гореть олимпийский огонь, и открытие-закрытие игр тоже пройдет здесь.


Спланировано все очень удобно. Основная часть Сочи — хаотическая, эклектичная, с подванивающими речушками и мертвыми пробками — остается в стороне от спортивных объектов и олимпийских деревень. А между ними самими расстояния сравнительно небольшие. Так что гостям и участникам Игр добраться до нужного места будет несложно.


От вокзала и аэропорта в Имеретинку и Эстосадок будут ходить электрички — РЖД закупает их у компании Siemens. К олимпийским объектам также можно будет доехать на автобусах и автомобилях.


Приезжаешь на автовокзальную площадь и через турникеты спускаешься в Олимпийский парк. Там красота — розы, пальмы, аттракционы, выставки. Проходишь через парк и оказываешься на центральной площади. Здесь крутится колесо обозрения, на высоких мачтах реют флаги стран-участников и горит олимпийский огонь.


По периметру центральной площади выстроятся шесть павильонов — Большая ледовая арена, Малая ледовая арена, Центральный стадион, Ледовый дворец спорта, Крытый конькобежный центр и Ледовая арена для керлинга. Все рядом — можно пешком ходить с одних соревнований на другие.


Кроме того, в Имеретинке расположится медиацентр, Олимпийская деревня, морской порт для яхт, прогулочная зона, паркинг, множество кафе, ресторанов и прочих приятных и нужных мест.


Одно нужное место в “прибрежном” кластере, кстати, уже есть. Это кладбище. Там сто лет хоронят жителей Имеретинки. Несмотря на то что оно находится на территории, отведенной под Олимпийский парк, его не будут сносить, но на время Игр замаскируют красивыми панелями, чтоб не отвлекало от праздника.


Как это сейчас


Сейчас олимпийская стройплощадка в Имеретинке обнесена железным забором и закрыта для посторонних. Журналист может туда попасть, но только если заранее подаст заявление в пресс-службу ГК “Олимпстрой” и укажет паспортные данные.


Служба безопасности по этим паспортным данным как-то проверяет журналиста и дает разрешение на вход. Не в одиночку, конечно, а в сопровождении сотрудника пресс-службы “Олимпстроя” или Оргкомитета “Сочи-2014”.


На всех объектах, куда водят гостей — журналистов, чиновников, иностранцев, — есть специальные “спикеры”. Это хорошие люди, преданные своему делу, которые могут ответить на вопросы и показать на схеме или макете, что и как здесь потом будет.


Красочные схемы и художественные изображения будущих объектов обязательно висят на каждой площадке. Гости принимаются их рассматривать и отвлекаются от реальности, которая пока еще далека от фантазий художников.


В Имеретинке разница между картинкой и жизнью заметна особенно хорошо. Пока здесь нет ни одного из шести вышеназванных спортивных павильонов. До третьего этажа возведены лишь бетонные стены Большой ледовой арены, которая издалека сейчас напоминает останки римского Колизея, и частично смонтирован металлический каркас Ледового дворца. Остальные объекты, как объяснил спикер-прораб Мурад Ахмадиев, находятся на стадиях “рытья котлована” и “подготовки бетонных работ для закладки фундамента”. То есть невооруженным глазом их пока не видно.


Невооруженным глазом видно только пыльное поле, по которому ездят подъемные краны, грузовики и бетономешалки, внушительный КПП со шлагбаумами, горы щебенки, арматуры и сборные вагончики административных офисов и общежитий, где живут рабочие.


Большую ледовую арену строит омское объединение “Мостовик”. Москвичи знакомы с его работой: “Мостовик” строил мост на Новорижском шоссе, увенчанный красным гиперболоидом.


На Большой ледовой арене сейчас работают 668 строителей. Круглосуточно, в три смены. “Отставаний нет, идем точно по графику”, — доложил Ахмадиев.


На других объектах спешки не наблюдается, но там тоже все идет по графику — начало строительства в 2010-м, завершение — в 2012-м. До 2013-го будет строиться только Центральный стадион, где пройдут церемонии открытия и закрытия Игр.


Центральный стадион, Большая ледовая арена и Крытый конькобежный центр останутся в Имеретинской низменности после Олимпиады. Они возводятся как монолитные бетонные конструкции, которые отсюда уже не уберешь.


Три других павильона будут разобраны и вывезены, поэтому их строят по “каркасной” технологии. Из металлоконструкций устанавливается каркас здания, который потом обшивается теплоизоляционными материалами. Такой павильон можно разобрать, перевезти в другое место и снова собрать.


Зыбкое дно


По официальной версии, олимпийские стадионы будут переноситься в другие города, потому что в Сочи они не нужны в таком количестве.


Их число действительно явно избыточно. Однако местные специалисты называют еще один фактор, повлиявший на решение о переносе спортивных сооружений, — их ненадежность, обусловленную геологическим строением Имеретинки.


Имеретинская низменность — это бывшее дно моря, занесенное илом, щебнем, песком. Еще недавно здесь было болото. При советской власти появились колхозы, началось осушение.


Земля в Имеретинке прекрасная, жители в июне собирают третий урожай моркови. Но вода стоит очень высоко — всего на 1—1,5 м ниже уровня моря, поэтому устроить там толковый погреб или подземный гараж крайне сложно.


По данным экологов, в Имеретинской низменности есть места глубиной 100—120 м, где нет твердой породы. Проекты некоторых олимпийских сооружений пришлось, судя по всему, корректировать именно из-за этого. Большую ледовую арену, например, “Мостовик” поначалу планировал строить на свайном фундаменте. Такая технология состоит в том, что сваи забивают в землю до тех пор, пока они не упрутся в твердую породу и не перестанут заглубляться. Тогда их сверху обрезают и заливают фундамент — обычно ленточный.


Но в Имеретинке сваи в дно не упираются, сколько ни бей. Поэтому для Большой ледовой арены вместо свайного фундамента пришлось заливать монолитный — “наиболее оптимальный в сейсмических условиях Имеретинской низменности”, как сказано на сайте “Мостовика”, который заслужил хорошую репутацию на предыдущих объектах и делает все возможное, чтоб не потерять ее в Сочи.


Зыбкость имеретинской земли — проблема, с которой вынуждены считаться и строители, и устроители Олимпийских игр. Глава экологического совета при сочинской администрации Владимир Остапук еще год назад предупреждал, что, если случится землетрясение в 4—5 баллов, “тяжелые” олимпийские объекты в Имеретинке уйдут под землю. Если же обойдется без землетрясений — они просто будут проседать на 3—4 см в год.


При таком раскладе каркасные конструкции являются предпочтительными, поскольку они легче монолитных. И, разумеется, нет смысла оставлять их в Сочи после Олимпиады. Лучше поскорее эвакуировать, пока не просели.


Официальные лица, однако, не подтверждают предположения экологов. По словам руководителя пресс-службы “Олимпстроя” Александры Костериной, все необходимые экспертизы и расчеты проведены, а строительство ведется с учетом всех возможных угроз сейсмического, геологического, экологического характера.


Почему недовольны переселенцы


Олимпийский парк возводится в основном на незастроенной территории, но небольшая его часть занята частным сектором, который нужно переселять. Таких семей — порядка двух сотен.


Вопрос о переселении встал два года назад. Переселенцам было обещано, что здесь же, в Имеретинке, для них построят коттеджи со всеми удобствами — и переселенцы их купят на деньги, которые им заплатят за их старые дома и землю.


Землю им пообещали выкупать по 2,5 миллиона рублей за сотку. В Сочи, взбудораженном олимпийскими ожиданиями, земля тогда так и стоила (сейчас, говорят, еще дороже). На такие компенсации переселенцы могли купить новые дома — и у них еще оставались приличные суммы. Получалось, Олимпиада существенно улучшала им жизнь.


Однако через полгода цифра 2,5 млн. за сотку была признана городскими властями нереальной. Ее стали снижать. За два года снижали четыре раза. Сейчас переселенцам дают за сотку 1 млн. 430 тыс., но этих денег им уже не хватает на покупку коттеджей — они должны брать кредиты.


Олимпиада теперь не повышает их благосостояние, а ухудшает. Многим это кажется возмутительным. К тому же и коттеджи оказались не такими прекрасными.


С виду они чудо как хороши. Монолитные, с красивой отделкой. Строила их компания “Ингеоком”, нанимавшая субподрядчиков. Если бы рабочие жили в закрытом лагере (на некоторых объектах они так и живут), качество коттеджей не вызывало бы подозрений. Но рабочие жили тут же, в Имеретинке, и выдавали местным жителям все “секреты”. Рассказывали, например, что из-за спешки заливали бетон прямо из миксера, не трамбуя, поэтому в стенах наверняка есть пустоты. Кроме того, был какой-то просчет с гидроизоляцией — в коттеджах кое-где уже завелся грибок.


Но главное все-таки не грибок, а несправедливая оценка собственности. Старые дома переселенцев утопают в зелени, а коттеджи стоят на голой земле, причем так близко друг к другу, что прежних огородов там уже не получится. А ведь имеретинцы фактически живут тем, что выращивают. Огромные эвкалипты, персики, фейхоа, черешни, яблони и прочие полезные деревья, растущие сейчас у них во дворах, однако, никак не оцениваются. За баньки и летние кухни, которые сдаются отдыхающим, они тоже ничего не получат. У многих часть земли в собственности, а часть — в аренде. Так та, что в аренде, не выкупается. Они просто ее теряют.


Из-за Олимпиады им приходится менять не только дома, но и образ жизни. Многие не готовы к этому. Они голодают, протестуют, к ним приезжают иностранные журналисты, раздуваются скандалы.
Власти города должны найти компромисс и прекратить эту позорящую всех возню. Но пока их усилия направлены только на то, чтоб выставить переселенцев капризными негодяями, которые хотят урвать кусок побольше, дискредитируют Олимпиаду и не любят Родину.


Совмещенная дорога


Прибрежный и горный кластеры связывает автомобильная дорога. Ее недавно обновляли, она в хорошем состоянии, но той нагрузки, что свалится во время Олимпийских игр, не выдержит. Слишком узка.
Чтоб ее разгрузить, строится совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер — горноклиматический курорт “Альпика-Сервис”. Генеральный подрядчик — РАО “РЖД”. Строительство обойдется примерно в 270 млрд. руб. государственных средств. Это самый дорогой олимпийский объект.


Длина дороги 48 км. Добраться по ней из “прибрежного” кластера в “горный” можно будет за 25 минут.


Строительство идет всего год, но сделано так много, что местные жители не скрывают изумления.


Новая дорога строится на левом берегу Мзымты. Старая идет по правому берегу, и все, кто там ездит, постоянно отмечают появление новых свай, мостов через реку, бетонированных спусков, эстакад, опор для линий электропередачи. Работа кипит день и ночь, горят огни, тяжелые грузовики с песком, гравием, цементом идут один за другим, и наблюдателю с правого берега хорошо виден колоссальный труд строителей.


Надо отметить, что ни песка, ни гравия, ни цемента — то есть самых необходимых стройматериалов — в Сочи нет. Все привозится. Многое — по морю. Чтоб принимать грузы, в Имеретинке сооружен грузовой порт (к Олимпиаде его планируют переделать под яхтинг). Именно он пострадал зимой, во время шторма. Как объяснил спикер Ахмадиев, напора воды не выдержал десяток свай. Но сейчас все восстановлено, порт функционирует.


У людей, представляющих “лицо” олимпийской стройки, о просчетах говорить не принято. От неприятных вопросов они отмахиваются как от комара: “Строительство ведется точно по технологиям с учетом всего, чего нужно”. Просчеты, однако, бывают всегда — тем более на таких сложных и масштабных объектах, как совмещенная дорога.


Долина Мзымты узка и извилиста. Сваи, на которые ляжет дорожное полотно, забиваются очень близко к воде — а местами и прямо в русло. Журналист из Ванкувера Джефф Ли, который приехал в Сочи за информацией об олимпийской стройке, сказал мне, что в Канаде никогда не позволили бы стройке так близко подойти к реке.


Огромные претензии к совмещенной дороге у экологов. Дмитрий Капцов, активист “Экологической вахты по Северному Кавказу”, считает, что совмещенная дорога ставит Сочинский национальный парк на грань экологической катастрофы. “Несмотря на наши требования, строительство продолжает вестись с немыслимыми ущербами для ключевой реки города Мзымты и сочинского нацпарка — без законченного проекта, без строительной экспертизы, без качественно проведенных изысканий и с фиктивной государственной экологической экспертизой”.


Пресс-служба ГК “Олимпстрой”, напротив, уверяет, что международные “зеленые” стандарты соблюдаются неукоснительно. Вместо вырубленных деревьев высаживаются новые, предусмотрен ряд других компенсационных мероприятий. В национальный парк, например, уже завезли из Туркмении двух переднеазиатских леопардов, а для строителей издали “Памятку по краснокнижным растениям”, чтоб они их не мяли.


Фонд охраны дикой природы (WWF) тем не менее недавно прекратил отношения с “Олимпстроем” и приостановил сотрудничество с Оргкомитетом “Сочи-2014”. По мнению экологов, ими делается недостаточно, а совмещенную дорогу на Красную Поляну лучше всего было бы вообще не прокладывать.


Все олимпийское строительство, однако, с самого начала было привязано именно к Красной Поляне. Так что других вариантов для дороги не было и нет. Она может быть проложена только вдоль Мзымты, и больше никак.


Чтобы спрямить путь, на маршруте запроектированы четыре тоннеля. Самый длинный — четыре с лишним километра. Каждый из тоннелей пробивается одновременно в трех вариантах. Узкий — технический, для прокладки кабелей. Широкий — для автомобильного транспорта на две полосы. И поуже — диаметром 10 метров — для одной колеи железной дороги. Вообще железная дорога будет двухколейная, но в тоннели поездам придется заезжать по очереди.


Благодаря пресс-службе Оргкомитета “Сочи-2014” мне удалось побывать на 5-м тоннельном комплексе, где начиналась прокладка четырехкилометрового тоннеля. Работают там сибиряки. Пробивает тоннель и тут же обкладывает его тюбингами — четвертями бетонных колец — огромная машина немецкого производства, взятая в лизинг.


Начальник смены Алексей объяснил, что эта машина (тоннелепроходческий щит) — невероятное чудо техники. Доставляли ее сюда по частям, а потом полгода собирали под руководством немецких специалистов. Немцы и сейчас работают на объекте, следят, чтоб все делалось точно по технологии.


Тюбинги для ж/д тоннеля возят из Веселого — там для этого специально построили производство. Тюбинги для технической штольни доставляют из Красноярска.


Сложность в том, что четвертый тоннель идет через тектонический разлом. Когда проходчики к нему приблизятся, в тоннель хлынет вода — и справиться с ней будет непросто.


Разлом все равно будет пройден, современные технологии это позволяют. Но через какое-то время вода начнет размывать наружную часть тюбингов. “Чтобы этого не случилось, в пространство между тюбингом и твердой породой под определенным давлением закачивается цемент, — объяснил Алексей. — Это гарантия безопасности от подземных вод”.


(Окончание статьи в следующем номере.)
 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру