Александр Пищелко: «Принять участие в управлении городом может каждый»

Руководитель ГКУ «Новые технологии управления» о краудсорсинговой платформе Правительства Москвы

Сегодня столица России – один из наиболее «цифровых» мегаполисов мира. Как следствие, с каждым годом у жителей Москвы появляется всё больше возможностей принимать решения, касающиеся будущего столицы. Один из наиболее перспективных механизмов такого прямого управления – краудсорсинг-платформа Правительства Москвы. О том, как она работает и чего при помощи этой платформы уже достигли москвичи, в интервью МК рассказывает Александр Пищелко, руководитель ГКУ «Новые технологии управления», которое занимается развитием этой платформы.

Руководитель ГКУ «Новые технологии управления» о краудсорсинговой платформе Правительства Москвы
Александр Пищелко, руководитель ГКУ «Новые технологии управления»,

– Какие функции выполняет городская краудсорсинг-платформа?

– Это инструмент, который позволяет жителям предлагать свои идеи по улучшению города. За шесть лет в столичных краудсорсинг-проектах приняли участие более 210 тысяч человек. Причём с каждым годом число вовлечённых в этот процесс горожан растёт – только в 2019 году к нам присоединилось около 50 тысяч человек. Из предложенных москвичами идей эксперты отобрали для дальнейшей проработки около 4 тысяч, более 2 тысяч из них уже реализованы.

Теперь о том, зачем это нужно. Краудсорсинг в современном мегаполисе не развлечение, а важнейшая управленческая и кадровая технология. Жители города становятся фактически генераторами идей – как никто заинтересованными в результате. Просто потому, что именно этим людям здесь жить и пользоваться этими идеями.

– Какие проекты уже проведены на этой краудсорсинг-платформе?

– Платформа crowd.mos.ru открылась в 2014 году, за это время состоялось 22 проекта. Наибольшей популярностью пользовались краудсорсинг-проекты «Московские поликлиники» (в нем приняли участие более 58 тысяч человек), «Мой парк» (свыше 20 тысяч человек) и «Город спорта» (более 17 тысяч человек). Чаще всего свои идеи москвичи предлагали в краудсорсинг-проектах «Московские поликлиники» (около 28 тысяч), «Детские поликлиники» (около 10,5 тысяч) и «Активное долголетие» (более 10 тысяч идей). А одним из первых в Москве стал краудсорсинг-проект «Наши маршруты». Его проводили летом 2014 года. Он был посвящён оптимизации транспортной системы города. Девять новых маршрутов, предложенных гражданами тогда, работают по сей день.

Многие новации, которые сейчас стали частью жизни Москвы, берут начало в наших проектах. Например, городские стандарты взрослой и детской поликлиники. А сервисы обратной связи на городском портале mos.ru, возможно, вообще не появились бы без идей на краудсорсинг-платформе. В сентябре 2019 года прошёл краудсорсинг-проект, посвящённый сервису «Электронный дом», – 342 предложения горожан взяты в работу и будут реализованы.

– Что нужно для участия в краудсорсинг-проекте? Компьютер, телефон, учётная запись?

– Зайти на crowd.mos.ru можно как с компьютера, так и с мобильного устройства. Помимо основного портала платформы, участвовать можно и через приложение «Активный гражданин» (вкладка «Краудсорсинг-проекты»). Учётная запись на портале mos.ru – обязательное условие для участия. Во время проведения краудсорсинг-проекта открывается форма, в которой можно предложить свои идеи.

В краудсорсинг-проекте на нашей платформе имеется три этапа. Первый называется «Предлагай»: участники высказывают свои идеи по заявленным направлениям. Второй этап – «Обсуждай»: идёт общение пользователей по вопросам, связанным с проектом. Параллельно существует экспертный совет, который также оценивает предложенные идеи. Третий этап – «Оценивай»: предложения, набравшие большее количество голосов, будут реализованы.

– Москва – уникальный в этом смысле регион России?

– Мы регулярно делимся опытом с коллегами из регионов, и они охотно реализую этот проект в своих субъектах, поэтому краудсорсинг развивается во многих регионах страны. Так, в Югре есть краудсорсинг-платформа, на которой, в частности, развивается открытое госуправление на региональном уровне. Помимо региональных платформ (там, где они есть), создаются универсальные платформы для отдельных проектов в разных регионах.

– Чего ждать на московской краудсорсинг-платформе в этом году?

– В этом году мы уже успешно провели проект «Московские центральные диаметры», посвящённый развитию одноименной транспортной системы. Также уже проведен краудсорсинг-проект «Навыки будущего», который был направлен на вовлечение широкого круга москвичей всех возрастов в обсуждение актуальных вопросов городской жизни и их участие в профориентационных программах, реализуемых Правительством Москвы.

А прямо сейчас на нашей краудсорсинг-платформе идет регистрация на новый масштабный проект «Московские электронные услуги и сервисы». Он будет длиться в течение года и включит в себя несколько этапов, каждый из которых будет посвящён предоставлению электронных услуг в определенной отрасли городского хозяйства. Начнём со сферы «Культура» – первый этап, который посвящён именно ей, пройдёт с 30 марта по 5 апреля.