Детей отучают читать еще в детсаду

Новый стандарт дошкольного образования призван разгрузить ребенка

Специалисты рассказали «МК», почему россияне перестали читать: оказывается, молодые поколения годами «перекармливали» учебой в детском саду и младших классах и привили-таки ненависть к книге. Исправит положение лишь проходящий последние согласования стандарт дошкольного образования. Непонятно только, кто будет учить по нему малышей.

Новый стандарт дошкольного образования призван разгрузить ребенка

тестовый баннер под заглавное изображение

Наших детей принято готовить к школе едва ли не с пеленок: учить читать, писать, считать, а то и постигать иностранные языки. Между тем специалисты говорят о вреде сверхраннего — с трех-четырех лет — обучения чтению и письму:

- Возникли многочисленные перегибы. Многие родители пытаются чуть ли не силой научить ребенка читать и писать, опасаясь, что он придет в школу неподготовленным. А это принципиально неверно, - заявляет директор Института психолого-педагогических проблем детства Татьяна Волосовец. - На самом деле, учеба из-под палки вредна и с точки зрения мотивации к дальнейшей учебе, и с точки зрения здоровья. Медики уже констатируют существенный рост заболеваний детей дошкольного возраста и снижение желания идти в 1-й класс.

- Сверхраннее обучение связано с неадекватными требованиями взрослых к ребенку дома и в детском саду. В последние годы это встречается все чаще. А ведь неадекватные требования по международным стандартам относятся к понятию насилия над ребенком, - дополнила директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.

По ее словам, стремление максимально нагрузить ребенка знаниями базируется на мифе о том, что уровень интеллекта современных детей выше, чем у их сверстников 20-25 лет назад. Однако последние масштабные исследования подтверждают: никаких изменений не произошло. Как и 20-25 лет назад, более 40% современных детей к 1-му классу имеют несформированную речь. 30-35% приходят в школу с несформированной мелкой моторикой (т.е. без навыков движений, без которых нельзя писать или рисовать). Еще столько же — с несформированным пространственно-зрительным восприятием, необходимым для чтения.

Разница с предыдущими поколениями обозначилась в другом. Насильственное обучение трехлеток чтению и письму прививает им неэффективный механизм чтения. Ребенок не читает, а, скорее, угадывает слово по первым двум-трем буквам, разъяснила «МК» Марьяна Безруких. При таком «чтении» смысл прочитанного теряется, дети перестают читать, и общество в целом становится мало читающим.

Второй гвоздь в гроб с некогда отличавшей нашу страну тягой к чтению забила, по словам Марьяны Безруких, «перегруженность учебной программы в младших классах. Ни в одной другой стране мира нет такой сложной программы, и к старшей школе наши дети приходят с полной потерей интереса к учебе. А форсированное, скоростное чтение под секундомер и вовсе ужасно. Под конец требуемая скорость дошла до 120-150 слов в минуту. Но ведь скорость восприятия ограничивается 80-90 словами в минуту, а смысл остального теряется!»

Новый стандарт, обещают разработчики, разгрузит ребенка и пробудит желание учиться. Образовательный прессинг прекратится: вместо того, чтобы заставлять ребенка учиться, его будут развивать как личность, заверила «МК» Татьяна Волосовец. При этом жестких планов обучения у детсадовских педагогов не будет — новый стандарт предоставит им значительную свободу в работе с детьми.

Правда, как именно воспитатели воспользуются данной им свободой, неясно. Разработчики нового стандарта не скрывают: стандарты отечественного педобразования не предусматривают подготовки выпускников к выполнению данной миссии. Поэтому на первых порах воспитателей придется переучивать на курсах повышения квалификации. А в принципе надо коренным образом менять все педагогическое образование в стране.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру