Аналитики отмечают, что пандемия – не единственная причина ажиотажного спроса. Масла в огонь панических скупок добавил и экономический кризис, и ожидание роста цен и дефицита необходимых препараторов из-за возможного сокращения производства. Кроме того, люди напуганы прогнозами о скором исчезновении с рынка дешёвых лекарств. С 1 июля должна заработать обязательная система маркировки, однако в условиях пандемии данный процесс замедлился. Несколько организаций, представляющих интересы как производителей, так и пациентов (например, Ассоциация российских фармацевтических производителей и Всероссийский союз пациентов) попросили перенести сроки перехода на маркировку лекарств хотя бы на несколько месяцев. Ну и аптечные сети, поставленные перед новыми экономическими реалиями, стали сокращать количество своих точек.
В январе-марте 2020 года аптеки продали 1,5 млрд упаковок лекарств на общую сумму 319,9 млрд рублей (в розничных ценах). Если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, продажи лекарств выросли на 25,3% в стоимостном выражении и на 13,2% в натуральном эквиваленте. Ну а в марте рост составил 46,4% в стоимостном и 34,9% в натуральном выражении в сравнении с мартом прошлого года.
Упаковка лекарства в это время в среднем стоила 218 рублей – это на 10,7% выше, чем в прошлом году. Средняя стоимость упаковки российского лекарства в первые три месяца года составила 120 рублей, что приблизительно в 3 раза ниже стоимости упаковки импортного лекарства (363 рубля). В то же время, средневзвешенная стоимость российского лекарства выросла на 15,6%, а импортного – на 6,1%.
При этом аптеки демонстрируют постепенный переход на дорогостоящие средства. Лекарств сегмента «до 50 руб.» продают все меньше, а по всем остальным ценовым категориям идет заметный прирост. Что удивительно: интенсивнее всего растут продажи препаратов стоимостью от 500 рублей! Прирост составил 30,6% в рублях и 29,4% в упаковках. В прошлом году такой тенденции не наблюдалось. Благодаря этому удельный вес дорогих лекарств вырос на 1,8% в рублёвом и на 1,3% в натуральном эквиваленте. Дешевые лекарства быстрее всего росли в цене (те, что стоили до 50 рублей, подорожали на 11%), но продолжают оставаться самыми востребованными у населения (каждое третье проданное в первом квартале лекарство – дешевое). При этом год от года они вымываются из аптек: в первом квартале 2012 года их доля составляла, к примеру, 53,9% (в упаковках) от аптечного ассортимента, а сейчас – только 32%. Самый стабильный сегмент «от 150 до 500 руб.» – его доля сохраняется на протяжении длительного периода на уровне 42-46% в стоимостном выражении.
За три месяца 2020 инфляция составила 4,5%, тогда как в целом за 2019 год этот же показатель был на уровне 1,8%. Заметный скачок цен произошел с 16 марта: инфляция выросла с 1,9% до 4,5%. Это как раз связано с ростом курсов валют и ажиотажным спросом на аптечный ассортимент.
В динамике за несколько лет можно проследить тенденцию изменения рынка в пользу рецептурных лекарственных средств: для сравнения, в январе-марте 2012 года их удельный вес был на уровне 45,9% в деньгах и 27,5% в упаковках. При этом более 82% лекарств в российских аптеках – дженерики (то есть, аналоги оригинальных средств), и их доля растет с каждым годом. Оно и понятно – они заметно дешевле. Оригинальный препарат стоит в среднем 472 рубля за упаковку, а копия -- 165 рублей.
А вот тенденция продаж по топу групп препаратов в этом году осталось такой же, как и в предыдущие годы. Казалось бы, стоит ожидать всплеска продаж противовирусных средств, но по-прежнему в лидерах сегмент «Пищеварительный тракт и обмен веществ» (+22,4%) с долей 18,1% в стоимостном выражении. В этой группе, к слову, превалируют лекарства, неизвестные европейским потребителям и мире считающимися пустышками: гепатопротекторы и пробиотики. Страсть россиян "почистить печень" и наладить микрофлору кишечника неистребима и не поддается влиянию пандемий. Правда, в эту же группу затесался и один антисептик, обычно применяемый в стоматологии: его продажи выросли почти на 44%. На втором месте по стоимостному объёму -- «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы» (доля 14,2%). На третьем -- «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы» с долей 13,2% в рублях. Их за первый квартал продажи на 24,4% больше. Причем, самыми популярными в этой группе стали лекарства для лечения заболеваний горла.
Кроме того, в начале года очень бойко реализовывались гормональные препараты, лекарства от кожных болезней (в том числе, антисептики и дезинфицирующие средства), а также противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы, продажи которых выросли. Например, продажи иммуномодуляторов скакнули аж на 89,5%.
Если проводить анализ по брендам препаратов, то на первом месте по продажам оказался никогда доселе там не бывший антисептик. На втором месте водрузился популярный антикоагулянт, на третьем – российское противовирусное средство. В этом топе – еще несколько противовирусных и иммуномодуляторы, а также жаропонижающие препараты, перекись водорода и бактерицидный пластырь. При этом в стране резко упали продажи активированного угля, отхаркивающего препарата растительного происхождения и седативного средства на основе валерианы.