Как оседлать судьбу?

Лошадь может быть и врачом, и тренажером

Лошадь может быть и врачом, и тренажером
Возможно ли такое — врач в рецепте указывает не название всевозможных лекарств, а 20 минут шага, 10 рыси и 5 галопа? Вполне возможно! Уже сегодня в Москве растет число желающих заниматься иппотерапией, то есть лечением с помощью лошадей. Такой приятный и полезный способ поправить здоровье предлагает Московский конно-спортивный клуб инвалидов (МККИ) — ведущая организация в России, применяющая в реабилитации инвалидов верховую езду и конный спорт.

Сегодня в клубе занимаются более 300 человек в возрасте от 1,5 до 64 лет с различными тяжелыми заболеваниями. Программа комплексной реабилитации включает собственно иппотерапию, лечебную физкультуру, игровые занятия, обучение уходу за лошадьми. Некоторые из здешних воспитанников принимают участие в городских, российских и международных соревнованиях по конному спорту среди инвалидов.  

Хотя до конюшен и ипподрома МККИ добираться неблизко, но пациентов это не останавливает. Потому что ни с чем нельзя сравнить радость человека, пересевшего из инвалидной коляски на лошадь.
По манежу на узде у тренеров по кругу ходят три лошади. На спинах животных — маленькие наездники, которым нет и семи лет. Сейчас в этом манеже идет получасовая иппотерапия для детей-инвалидов.  

— Иппотерапия эффективна до 12—14 лет, когда происходит формирование и рост организма, — рассказывает тренер МККИ Марина Асфандиярова. — Когда мягкие связки, мышцы, сухожилия только развиваются. И в этом развитии организму можно немножко помочь, что-то скорректировать, что-то улучшить. Каждый год после 14—15 лет шансы на выздоровление ниже.  

В это время две девочки катаются, прижимаясь щечками к шеям лошадей. Третья наездница — взрослая женщина, ее маленький сын, который только начал заниматься иппотерапией, еще боится ездить один верхом на лошади.  

— В первое время, когда ребенок только привыкает к инструктору и лошади, мы на животное сажаем и родителей, чтобы ребенок чувствовал поддержку и защищенность, чтобы он чувствовал, что ему ничего не угрожает, — продолжает Марина Владимировна. — Все наши клиенты страдают каким-либо заболеванием и не теряют надежду поправить свое здоровье при помощи общения с лошадьми. У нас работа ведется в трех направлениях: это иппотерапия, лечебная верховая езда и инвалидный конный спорт. Отличие иппотерапии от лечебной верховой езды заключается в том, что в первом случае всадник пассивен, фактически работает только лошадь. Всадник получает от нее за минуту около 110 колебательных импульсов. Движения мышц спины лошади массируют мышцы ног всадника и органы малого таза, усиливают кровоток в конечностях. А так как температура тела лошади на 1,5—2 градуса выше, чем у человека, то мышцы у наездника начинают разогреваться. Все движения лошади при “голой езде”, т.е. езде без седла, переносятся на сидячего человека, на его тазобедренный сустав и пояснично-позвоночный столб, имитируя движения, которые совершает здоровый человек при ходьбе. Спустя некоторое время у больного человека мышцы начинают работать и удерживаться в тонусе.

* * *

Тем временем Марина Владимировна прикрепляет к хвосту лошади три разноцветные прищепки и просит одну из девочек дотянуться до них, чтобы отцепить их от конского хвоста. Маленькая девочка, развернувшись задом наперед, с легкостью снимает все прищепки. “Прищепки — это как тактильное раздражение, — объясняет тренер. — Ребенку нужно развивать мелкую моторику, потому что моторика инвалида сильно отличается от моторики здорового человека. Как можно заставить ребенка вытянуть руку вперед? Показать разноцветные прищепки и попросить их достать. Все это происходит в форме игры, это заставляет мышцы работать”.  

Перед тем как начать заниматься иппотерапией, ребенок обязательно проходит осмотр врача, и если нет никаких противопоказаний для необычного лечения (а их практически не бывает), то ребенок может смело садиться на коня. После курса “откатывания” ребенка на лошади сидя, лежа и задом наперед юный наездник снова отправляется к доктору. Если все в порядке, врач позволяет переходить к следующему этапу иппотерапии.  

— Например, учим пациентов простраивать ось тела, без которой не сможет ходить не один из нас. Когда появляется ось, ребенок уже сам себя держит и спокойно на четвереньках стоит на лошади, тогда уже есть шанс, что он может пойти, — говорит Марина Владимировна.  

Все время, пока я находилась в конюшне и на манеже, рыжие и серые в яблоках создания деликатно пытались меня понюхать или подставить свою мордочку для ласки. Дело в том, что лошади здесь специально обучены и подготовлены для занятий с инвалидами. Животных тщательно подбирают: они должны быть терпеливыми, послушными, иметь ровный шаг. Лошади не просто ходят на узде у тренера по кругу — они принимают активное участие в лечении детей. Очень важен эмоциональный фактор — чтобы хоть как-то взбодрить человека, который начал уходить в себя, потеряв надежду на выздоровление, его нужно удивить. Например, пациента могут специально “уронить” с лошади — конечно же, на полпути к земле его ловят. Падая, человек невольно встряхивается, опасаясь за свою жизнь. При этом лошадь не отбегает от падающего всадника, а резко останавливается и ждет новых команд.  

Марина Асфандиярова говорит, что эффект от лечения иппотерапией возрастает, когда вместе с тренерами работают и другие специалисты: психологи и инструкторы лечебной физкультуры, массажисты, костоправы, логопеды.  

Вскоре на смену трем юным наездникам на получасовое занятие к Марине Владимировне пришел молодой парнишка. Он занимается лечебной верховой ездой (ЛВЕ), которая также практикуется в конно-спортивном клубе инвалидов. При этом всадник получает не только все те положительные моменты от контакта с животным, что и при иппотерапии, но вдобавок чувствует себя всадником, преодолевает страх, обретает уверенность в своих силах. Лечебная верховая езда способствует максимальной мобилизации воли, с помощью которой не только подавляется чувство страха, но и улучшается координация, ориентация в пространстве. Как правило, ЛВЕ является переходом к конному спорту.  

— Соревнования очень положительно влияют на инвалидов, — утверждает тренер. — Для людей с инвалидностью существует одна проблема — это дефицит общения и движения. А когда на одном поле собираются до ста спортсменов, они могут пообщаться и решить свои насущные проблемы. Уже не говоря о том, что, сидя верхом, инвалид ощущает себя наравне со здоровыми людьми. Здесь люди чувствуют, что они что-то могут.  

…Когда занятие закончилось, Марина Владимировна объявила маме юного всадника о том, что паренек уже вполне готов участвовать в соревновании, которое скоро будет проходить в этом клубе. Видели бы вы, как загорелись у мамы и сына глаза!

СПРАВКА "МК"

Лечение иппотерапией применяется при многих заболеваниях: тут и детский церебральный паралич, и рассеянный склероз, и травмы головного мозга, и воспалительные заболевания нервной системы, а также поражение органов чувств (слепота, глухота), психические заболевания (аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении, олигофрения, синдром Дауна и др.).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру