Тренеры рассказали, как вырастить футбольный талант в России

От мальчишки до большого мастера

Накануне нового футбольного сезона снова вспоминаем неудачи нашей сборной и клубных команд на международной арене. Причины находим в структуре соревнований, в работе тренеров клубов, в нехватке классных легионеров, в слабой отдаче футбольных школ и академий и т.д. и т.п. До недавнего времени – еще и в отсутствии качественных футбольных полей и инвентаря. Но в этом отношении после ЧМ-2018 в России – значительные улучшения.

От мальчишки до большого мастера

Так что же не позволяет нашему футболу выйти на по-настоящему высокий уровень? Послушаем футбольных функционеров и специалистов…

Президент Российского футбольного союза Александр Дюков:

«У нас сейчас во многих спортивных школах не готовят молодых игроков к современному футболу, а тренировочный процесс не учитывает реальных ситуаций на поле… По тому, как организован тренировочный процесс, как происходит отбор детей, у нас есть достаточно серьезные вопросы… Тестируем детей-юношей и видим, что критерий скорости не является таким важным компонентом для тренеров. С другой стороны, если говорить о тренировочном процессе, отслеживая количество спринтов, констатируем: тренировочный процесс организован так, что количество скоростной работы стремится к нулю… Если говорить об упражнениях, то они оторваны от игровой действительности. Мы ожидаем, чтобы эти упражнения воспроизводили реальные игровые ситуации. Но этого, к сожалению, нет или в недостаточном объеме».

Известнейший футбольный тренер, а ныне депутат Госдумы Валерий Газзаев:

«Самая большая проблема в детском футболе – тренерские кадры. Сегодня 10 тысяч тренеров занимаются детским футболом, а всего три тысячи только лицензированы. К примеру, в Германии есть 70 тысяч лицензированных детских тренеров. К тому же уровень зарплат в наших регионах не соответствует тому, чтобы они полностью отдавались».

Заместитель директора Центра по подготовке детско-юношеских тренеров им. К.И.Бескова Вадим Визе:

«Наши тренеры в большинстве своем (если они не суперэнтузиасты) не заинтересованы развиваться сами и развивать ребенка… Лучше набрать «акселератов», выиграть турнир и получить звание… Возникает вопрос: а где такие тренеры играли сами? Как правило, это бывшие футболисты, поигравшие в КФК, во Второй лиге и т.п., то есть часто далеко не высший уровень… Подсказывая ребенку, как играть, эти тренеры формируют свою копию, а не развивают его истинный потенциал…»

Между тем в нашей стране немало тренеров – в прошлом футболистов высокого уровня, лицензированных на высшие категории, – которые особо не спешат на работу в детские футбольные школы…

Директор по развитию и маркетингу ФНЛ Тимур Лепсая:

«Главная проблема у нас не тренеры профессиональных клубов… а воспитание детей. В этом имеется большой разрыв между тем, что есть, и как должно быть… Надо обратить внимание на детско-юношеский футбол и сделать так, чтобы тренеры там получали достойную зарплату. Широко известно, что детские тренеры в России – не самые богатые люди. К сожалению, их профессия не самая престижная и во многом держится на энтузиастах, но так быть не должно…»

В разработанной РФС совместно с Немецким футбольным союзом Программе подготовки футболистов разных возрастных категорий говорится, что «сегодняшняя базовая подготовка (школа футбола) малоэффективна из-за ее оторванности от реального футбола… С таким малым набором умений и навыков, которые имеют сегодня наши выпускники, оканчивающие футбольные школы, невозможно оказывать конкуренцию на этапе высшего спортивного мастерства…»

Итак, специалисты сходятся в том, что самое слабое звено подготовки спортивного резерва в нашем футболе – тренерский состав «младшего звена». Футбольные академии ведущих клубов – конечно, на особом счету, и с доходами тренеров там все в порядке…

Но дело не только в квалификации и уровне лицензии тренера. Является ли он пусть пока не «супер», но хотя бы энтузиастом? Находится ли он в непрерывном поиске новых знаний, чтобы передать их ученикам – так, чтобы больше «не было мучительно больно» за наш футбол?

Академия футбольного клуба «Краснодар» – одна из лучших в России как по материально-технической базе, так и по подготовке спортивного резерва. Но тем не менее…

Вот на сайте МАТЧ-ТВ рассказывается о поведении тренеров Академии «Краснодара» на матче 12-летних ребят со сверстниками из ФК «Челси» в 2018 году:

«Тренеры из «Краснодара» активно руководили игрой, даже тем, как выбросить аут… Тренер дважды принял решение за пацана, лишив того возможности проявить индивидуальность… Указания игрокам «Краснодара» звучали почти весь матч: как разыгрывать штрафной у своих ворот, у чужих; куда и кому «оттягиваться», куда пасовать, и это сильно отличалось от того, как вели себя люди в форме ФК «Челси»…»

Возможно, это называется «обучение в игре». А чем же тогда эти тренеры занимались до игры – на тренировках? Мы уверены, что они обладают нужной лицензией и необходимыми знаниями. Тогда почему так «экономно» ими пользуются во время проведения учебно-тренировочных занятий?

Подчас тренеры удивляются, что ребята не понимают «простых вещей», забывая, что с детьми надо разговаривать на их языке. Есть хорошее выражение на этот счет: «Не ребенок должен вас понимать, а вы – ребенка, ведь он еще не был взрослым, а вы уже были ребенком…»

Тренеры, работающие в детских футбольных школах, называют занятие тренировкой – так принято. Позвольте, а что вы тренируете? Ведь дети еще ничего не умеют. Может быть, сначала стоит их научить, довести до уровня умений, а эти умения – до навыков?

Обратимся к зарубежному опыту.

В Академии клуба «Барселона» до 15 лет главное направление в работе – образовательное (развитие навыков и привычек); после 15 лет – соревновательная деятельность.

Во Французской федерации футбола считают: до 16 лет молодые игроки – как глина, их можно научить почти всему, а вот в дальнейшем они прогрессируют лишь на 20%. В целом французская система обучения учит будущих звезд футбола быстрее думать и действовать.

Бельгийские специалисты полагают: невозможно детей учить футболу, если они думают о результате, а не кайфуют от игры. Поэтому Бельгийская федерация футбола считает, что из соревнований младших возрастов нужно убрать турнирные таблицы.

Голландские тренеры из Академии «Аякса» говорят о необходимости стимулирования ребенка идти на риск, делать то, что он раньше не делал. Таким образом вырастает футболист с ярко выраженными индивидуальными качествами, своеобразием.

Итальянские специалисты считают, что когда дети созревают до упражнения «квадрат», то тренеры не должны объяснять сразу, как правильно играть и располагаться, когда давать под дальнюю ногу, когда вразрез… Сначала они отходят в сторону и смотрят с блокнотом в руках, кто из юных игроков сам первым сообразит и проявит некие задатки игрового мышления. Так детей учат не «роботизированному» выполнению задания, а творческому, креативному взгляду на ситуацию.

Вот поэтому зарубежные футболисты одинаково комфортно чувствуют себя на поле, оказавшись в любом положении: ведь на протяжении всего периода обучения, до 15 лет, их периодически ставили на разные позиции, подробно объясняя, что и как делать.

У нас же не хватает терпения. Надо быстро «слепить» команду, расставить всех по местам – и тренировать, тренировать… А по сути – натаскивать!

Нередко наши тренеры сетуют на то, что «талантов нет». Интересно, как это они определяют? Бывает, что в период набора или отбора в футбольную школу можно услышать от тренера: «Беда с вратарями, нет левого нападающего, слабо выглядят в обороне…» Некоторые выражаются еще резче: «Слабый набор, никто играть не умеет…» И это о мальчиках (и девочках, ибо женский футбол у нас тоже развивается) 6-7 лет! Собственно говоря, они для этого и идут в школу – чтобы их научили!

Для многих детских тренеров главным критерием успеха все еще остается высокий результат на соревнованиях – любой ценой. Этого требуют руководители спортивных школ, а зачастую и академий при клубах. Чем выше место займет команда – тем больше у тренера и зарплата. В результате, готовя команду к соревнованиям, тренер торопится, форсирует этапы начального обучения, когда должны закладываться индивидуальные качества футболиста – ловкость, координация, быстрота, техника, основы игрового мышления.

Есть немало тренеров, которые работают в одиночку и считают, что невозможно проводить индивидуальное обучение: «Если я буду с каждым проводить некоторое время, то упущу из вида других». А что мешает разбить учеников на подгруппы по похожим недостаткам или достоинствам – и вместе с помощником, как принято в наших клубных академиях, заняться «подтягиванием» одних приемов и совершенствованием других? Чем выше уровень подготовленности каждого, тем выше и уровень учебной группы, а затем – и команды.

Тренеру вообще стоит задумываться, с чего начать и как строить работу. Переходить от этапа к этапу, ориентируясь не только на свои визуальные наблюдения, но и на результаты контрольных измерений. Оценивать, как ученики реализуют то, чему их учили, что у них получается, а над чем еще предстоит серьезно поработать.

Талантливых ребят у нас хватает! Но не стоит забывать, что в любом виде деятельности, не исключая и футбол, талант – лишь 20% от природы, а остальное – вдумчивая и тяжелая работа. Известный тренер, несколько лет работавший с юношеской и молодежной сборными России, Дмитрий Хомуха досконально знает психологию российских юниоров:

«Чем юный российский футболист отличается от зарубежного? Российский, заработав первый миллион, начинает его проживать. Думать, что дело сделано, и он вершин своих достиг. Зарубежный юный футболист, заработав первый миллион, начинает еще больше трудиться, чтобы заработать еще пять. Именно в этом заключается главное отличие. У наших, как правило, другие приоритеты начинают превалировать: ночные клубы, дискотеки, машины и так далее. Зарубежные продолжают трудиться и растут дальше. Нашим часто не хватает трудолюбия и дисциплины для перехода на топ-уровень. Если к таланту не присоединяется дисциплина, очень мало шансов вырасти профессионалом».

Заметим, есть и отрадные исключения. Делавший первые шаги в футболе в Восточной Сибири Александр Головин сумел пробиться в московский ЦСКА и успешно выступает сейчас во французском «Монако». Алексей Миранчук с Кубани стал воспитанником академии московского «Локомотива», отлично выступал за основной состав клуба и сборную страны, теперь борется за место в основном составе итальянской «Аталанты»…

В Российском футбольном союзе в последнее время – большие перемены. Запущен проект «Региональные центры подготовки футболистов». Разработаны методические программы для возрастов 6-9 лет, 10-14 лет, 15-17 лет, в которых во главе угла – индивидуальное развитие юного игрока. Меняются нормативы оплаты тренерского труда: кажется, они наконец-то будут «отвязаны» от результатов соревнований.

В 2019 году была организована Юношеская футбольная лига – первенство среди юношей академий профессиональных футбольных клубов России. Она способствует быстрейшему раскрытию потенциала юных футболистов. Победитель лиги U-17 становится обладателем путевки в Юношескую лигу УЕФА. Создана и молодежная лига – U19.

В сентябре прошлого года РФС приступил (наряду с уже успешно действующей программой «Мини-футбол в школах») к реализации стратегического проекта «Футбол в школе». В декабре утверждена рабочая программа предмета «Физическая культура на основе футбола», разработанная РФС совместно с Минпросвещения. Дети, проявившие особый интерес и способности к футболу, смогут продолжить углубленное обучение в секциях на базе школьных спортивных клубов, а впоследствии – в футбольных школах.

Кроме того, Российский футбольный союз предложил общеобразовательным школам систему регулярных многоступенчатых (от муниципального уровня до всероссийского финала) соревнований – Единую школьную футбольную лигу.

Для отработки этих мероприятий РФС совместно с Минпросвещения выбрал три пилотных региона – Нижегородскую, Свердловскую области и Республику Татарстан – с тем, чтобы в дальнейшем распространить это на всю территорию страны.

И все же при подготовке таланта в любом виде спорта главное – личность тренера. Как справедливо утверждает председатель Федерации художественной гимнастики, заслуженный тренер России Ирина Винер-Усманова, тренер сегодня – педагог и психолог, умеющим с раннего детства распознать, спрогнозировать и развивать талант юного спортсмена, чтобы выпестовать большого мастера, выдающуюся личность, гражданина страны.

А главное, конечно, – тренер должен быть суперэнтузиастом…