Как фигуристка Туктамышева разучивает четверные прыжки в условиях санкций

А Большунов не готовит дротики для фотографии Клебо

Мир отказался от наших спортсменов. На какой срок, можно только гадать. И теперь слово «мотивация» становится обязательным в любых интервью. Где ищете или будете искать, найдете или уже нашли? Спортсменам отвечать на эти вопросы и легко, и сложно. С одной стороны, они всегда в поиске. С другой – могут рухнуть планы на весь олимпийский цикл, его просто для них не будет.

А Большунов не готовит дротики для фотографии Клебо

Ушли и тут же вернулись

Та информация с молниями, что российские фигуристы Виктория Синицина и Никита Кацалапов завершили спортивную карьеру, ворвалась в новостные ленты стремительно. А как иначе, если сильнейший дуэт России, в чьем послужном списке и золото чемпионата мира в танцах на льду, и личное серебро Олимпийских игр, и победа в командном олимпийском турнире в Пекине-2022, все-таки уходит с большого льда? 

Потеряли, мол, мотивацию. «Аргумент», – сразу признали многие. Правда, в считаные минуты новость опровергли сами танцоры. «Мы ни о чем не объявляли», – написал Никита через десяток минут после появившейся информации об уходе дуэта из большого спорта. Виктория Синицина подтвердила: «Мы таких заявлений не делали».

Но подозрение осталось: не сейчас, так, может, уйдут в ближайшее время? Потому что и тем, кто на диване, и тем, кто за судейским столиком, и даже тренерам лидеров очевидно: мотивация есть тогда, когда есть цель. А что такое для вкусивших олимпийскую славу танцоров победы лишь на домашних турнирах, да еще с конкуренцией на данный момент в лице одного дуэта? Цель ли?

Что и как произошло в момент получения информации об уходе, кто и что напутал, – не суть важно. Но подобные новости, которые касаются лидеров наших сборных в любом виде спорта не одного сезона, сегодня крутятся где-то совсем рядом, близко. И вполне возможны. Молодым есть что доказывать и дома, завоевывать, отвоевывать как раз у лидеров.

А лидерам? Титулованным спортсменам, знающим разницу между внутренними стартами, где конкуренция порой хромает, слишком велик отрыв чемпионов, и битвой с зарубежными соперниками. Тем, кто дышит полной соревновательной грудью лишь на международном льду, когда острое соперничество заставляет идти и на предельную концентрацию, и на фееричную свободу движения, чтобы удивить мир возможностями таланта.

Поэтому и новость об уходе Синициной и Кацалапова прозвучала реалистично. Хотя до последнего времени, и неоднократно, на вопрос, найдут ли они в себе силы для продолжения карьеры, Синицина и Кацалапов отвечали: не уходим.

Причем первый вопрос о продолжении спортивной карьеры Вике и Никите был задан сразу после выступления на Олимпийских играх в Пекине. Тогда еще не было запрета на выступления России на международной арене. Никто не знал, что не будет для нашего фигурного катания ни чемпионата мира, ни вообще международного сезона. Но выиграть у французов Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона оказалось в Пекине для Синициной и Кацалапова невозможно. Потому и витал уже вместе с поздравлениями с серебряной наградой вопрос о мотивации. Сможет ли дуэт ради еще одной попытки завоевать главную награду Олимпиады остаться в спорте на следующие четыре года?  

«Продолжить и как фигуристка Савченко дойти все же до золота в карьере? – улыбался Никита. – Я бы никогда не говорил «нет» заранее, все абсолютно возможно. Нужно восстановиться, решить проблемы с моей спиной... Надо выдохнуть и расставить приоритеты: чего мы хотим и в спорте, и в жизни». 

Потом, уже после закрытия для фигуристов мирового льда, Вика и Никита говорили: решение приняли, тренируемся, есть тренировочный сбор, есть расписание. И подчеркивали: конечно, многое будет зависеть от того, как развивается ситуация с отстранением. Говорили, что главная для них мотивация в сезоне – показать фигурному миру, от каких спортсменов он отказывается.

Обратный отсчет

Расставлять приоритеты – это то, что приходится любым лидерам в начале нового олимпийского цикла. Так получилось, что последние (и летние, и зимние) Олимпийские игры прошли с разрывом в полгода из-за переноса Токио-2020. Но летним видам спорта осталось до Парижа-2024 всего два года. А стартов международных нет. И возможности участвовать в квалификации на Олимпийские игры – тоже.

«Если нас не допускают до Олимпийских игр, карьеру завершаю», – эти слова, в сердцах ли или вполне осознанно, уже произнесли некоторые наши лидеры летних видов. Гимнаст Никита Нагорный не скрывает: всем профессиональным спортсменам, которые являются победителями уровня чемпионата мира и Европы и готовятся к Играм, сейчас тяжело. «Мы все в ожидании. Я уже не молодой спортсмен, пошел обратный отсчет в профессиональной карьере, и мне нужно понимать: продолжаю ли я тренироваться и готовиться к Олимпиаде?»

И добавляет: если завтра МОК скажет, что Россия не участвует в Играх в Париже, думаю, что буду потихонечку завершать карьеру. Нагорный, может, уже успел и пожалеть об этих словах. Но сказал то, что, если не на языке, то уж точно в мыслях многих спортсменов-лидеров.

Гонки за звездой

Да, этот вопрос сегодня стоит абсолютно перед всеми спортсменами России: как сохранить мотивацию в условиях отстранения от международных стартов? То есть – от борьбы с сильнейшими. Хорошо, что внутренние старты получили новую жизнь. Результаты такой активности на домашних аренах мы обязательно увидим. Стартов много, и очень важно, что жизнь у них теперь другая: с участием лидеров, которые раньше отдавали силы в основном на международных турнирах. Конкуренция дома для многих сейчас возрастет. Потому что гонка за лидером добавляет сил.

Именно об этом говорит, например, лыжный тренер Егор Сорин. Один из наставников сборной России уверен, что основные проблемы с мотивацией могут возникнуть как раз у тех, кто ведет за собой. А вот проблем у рвущихся за лидером не должно быть. И для них подтянуться по уровню к тем же мировым звездам Александру Большунову и Наталье Непряевой – уже стимул тренироваться с полной отдачей. А если спортсмену не интересно стать первым в России, его это не мотивирует, то дело совсем не в отсутствии международных стартов.  

Большунов и дротики для Клебо

Что касается самих лидеров – их гонка носит другой характер. Александр Большунов, например, говорит: ребята в группе подстегивают, топтаться на месте нельзя. «Если выходишь, нужно доказывать силу и подниматься на ступеньку, шагать дальше вверх, не останавливаться на достигнутом».

Многократный олимпийский чемпион всегда настроен на борьбу с сильнейшими. Надеется, что допуск наши лыжники к Кубку мира все же в новом сезоне успеют получить. Пока же делает для подготовки все, что в его силах. И совсем не готов идти по пути норвежцев, которые повесили портрет Сан Саныча для повышения собственной мотивации. «Приклеить портрет Клебо на мяч, который бросаю на землю? Я так делать не буду: уважаю соперников и не собираюсь боксировать или кидать в них дротики». 

«Сам себе мотиватор» – известная философия Большунова. Лыжник всегда подчеркивал: тренируюсь, чтобы побеждать себя и других. Сегодня говорит, что об отстранении старается не думать, но соревноваться на международной арене, доказывать, кто на самом деле сильнейший лыжник на Кубке мира, конечно, хочется. Только надо быть готовым.

Опередить себя

А вот Наталья Непряева свои опасения не скрывает. Говорит, что это, наверное, и будет самым сложным: сохранить мотивацию, когда понимаешь, что будешь бегать на лыжне только в России. Даже заставить себя выполнять на тренировках и гонках ту же работу, что и обычно, сложно.

Впрочем, президент ФЛГР Елена Вяльбе привычно категорична: какая еще потеря мотивации? И постарается внушить всем членам сборной лишь одно, о чем и говорит: никакой потери быть не может, это вообще не должно никогда обсуждаться. Нужно думать о том, как выстроить план подготовки и не думать о санкциях. Пахать – с утра до вечера.

И этим занимается основная часть спортсменов наших сборных. Биатлонист Эдуард Латыпов, например, уже анонсировал выступление на этапах Кубка Содружества в Сочи. Говорит, что надо проверить подготовку: как пройдена первая часть сезона. «Очень хорошо, что будет здоровая конкуренция. Надо сделать так, чтобы при допуске к международным соревнованиям мы были готовы».

А Кристина Резцова мотивирует себя, как и Большунов: должна стать лучшей, должна быть готова бегать наравне с лучшими, должна быть сильнее себя в сравнении с прошлым годом.  

Очень просто отвечает на вопрос, как жить спортсменам в условиях отстранения, и Карим Халили. «Мотивации достаточно. Мы, в принципе, молодые спортсмены, которым есть куда расти и есть что доказывать».

О тумбе пьедестала

Нет, мы еще не раз вздрогнем, получив информацию – выдуманную или реальную – о том, что кто-то из лидеров устал ждать возвращения на международную арену. Это жизнь. Будут и те спортсмены, что уйдут. Правда, уйдет тот, кто ушел бы и без санкций. Просто время пришло.

Лидеры, у которых не сгорела мечта, останутся. И удивят. «Я хочу выучить еще четверные. Хочу их прыгать, перебороть свой страх… Мне как спортсмену хочется выжать из своего тела максимум, все, на что я способна. Не для того, чтобы что-то доказать другим. Хочу доказать себе, что я это могу». Это – Елизавета Туктамышева, та самая фигуристка, которая много раз за свою длиннющую карьеру оказывалась без международных стартов. 

«Чемпиона рождает то, что у человека внутри: желания, мечты, цели», – сказал несгибаемый Мохаммед Али. Но можно и так сформулировать слова великого боксера: «У меня были мысли даже такие, что пока нас не выпустят – я карьеру не закончу. Пока не почувствую тумбу пьедестала, уходить не хочу». Олимпийская чемпионка Юлия Ступак не одинока.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28848 от 17 августа 2022

Заголовок в газете: В поисках дротиков

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру