Можно ли на воровстве основать национальную «духовность»?

Вот честное слово, не хотел об этом писать – вернее, приводить конкретные примеры, но меня вынудили.

В последние дни градус псевдопатриотической истерии разбил все термометры – но это нормально: так обычно бывает во всех странах, с несостоятельной экономикой – перед ее крахом. И когда уже не по своей инициативе, а лишь втянутому с агрессивную беседу про «наши» и «не наши» «ценности», приходится отвечать – то кого-то неизбежно приносишь «в жертву» истине.

Как историк я давно отстаиваю концепцию о необходимости дальнейшего окультуривания нашей родины (если в двух словах: Россия – провинция Европы, которая должна продолжать учиться у нее, как у родителя общей великой цивилизации), но часто натыкаюсь на невежественных, но весьма агрессивных спорщиков, которые все хотят идти неким «своим путем» и кричат о неимоверной «самобытности России». Сто раз я уже писал о том, что все науки, все виды искусства, все жанры литературы (а так же книгопечатный станок, вилка и аптеки) – все у нас завезено с Запада (как и абсолютное большинство соответствующих слов) – но вот на днях загнанные в угол оппоненты бросились на меня в прямом смысле с пеной у рта и закричали о том, что «у нас тут музыка, которая для души – а у них там такой быть вообще не может». И в качестве примера умудрились привести два действительно хрестоматийных, действительно базовых для национального менталитета примера, но, к сожалению, оба примера – чистейший и позорнейший плагиат. Поскольку подобные ошибочные примеры – штука невероятно распространенная, то я вынужден (!) об этом сказать – итак.
«Нежность» (слушаем) - песня А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова – это укр… заимствованная у Бенджамина Бриттена «Сентиментальная сарабанда», слушаем ее.

Сочинение Бриттена, безусловно, на много уровней сложнее и тоньше песни (которую я ОЧЕНЬ любил с детства) Пахмутовой, но я должен напомнить одну кошмарную для нашей «духовности» штуку: один из главных композиторов двадцатого века был открытым геем, и открыто жил со своим любовником – тенором Питером Пирсом (уникальный случай: в связи со смертью Бриттена королева принесла официальные соболезнования его официальному партнеру). Таким образом, я считаю, что наши патриоты должны немедленно перестать восхищаться песней Пахмутовой (и вырезать ее из фильма «Три тополя на Плющихе») не столько из-за плагиата (коррумпированных чиновников таким детсадом не смутишь), но по аспектам «нравственного» свойства. И вообще, какое счастье, как отрадно сознавать, что вот, к примеру, наш Николай Добронравов – не имеет ничего общего с растленным Бриттеном: Николай Николаевич всю жизнь был верен Александре Николаевне.

И вторая хрестоматийная песня – еще более «русопятская». Она называется «Вальс расставания» (в народе - «Вальсок») и написана Яном Френкелем на стихи К. Ваншенкина (стихи простенькие – эмоциональный эффект держится на мелодии). Прозвучала она в фильме «Женщины», который повествовал о «типичных представителях» русской, советской женщины – об их сложной судьбе и непоколебимой «духовности», которую укрепляет русская песня. Играли там Нина Сазонова и Инна Макарова. Песню вы все прекрасно знаете, десятилетиями звучит из всех радиоточек, вот она.

А теперь слушаем оригинал, который написал человек не просто с фамилией Крейслер, но и с именем Фриц (австрийский скрипач и композитор).

Обратите внимание, насколько чудовищно нагло в обоих случаях сделан плагиат – композиторы страны «победившей духовности» даже не удосужились схитрить (музыканты поймут) и как-то модифицировать главную тему.

Еще раз хочу сказать, что обе эти песни мною с детства любимы, что плагиат я случайно выяснил 10 лет назад, и четыре года назад (соответственно), но не хотел на этом заострять внимание. Теперь меня вынудили. Кстати, таких примеров я знаю МНОЖЕСТВО – просто, не про все мне кричали в последние дни с пеной у рта.

Замечу, что деятели русской культуры девятнадцатого века были более совестливыми (возможно, потому что граница была открыта и информация могла просочиться…). Например, тот же Пушкин всегда признавал, что многие образы и жанры заимствовал у Шатобриана и Байрона, а подчас - делал сноску – и прямо писал, что, например, «привычка свыше нам дана: замена счастию она» - это прямой ПЕРЕВОД из Шатобриана. Так же и композиторы. Например, я помню, был в восторге от песни из оперы А. Аренского «Рафаэль» (знаменитая ария «Страстью и негою сердце трепещет», советую слушать в исполнении Л. Собинова) – удивился мелодичности, легкости (в России все чаще - тема замерзающего пьяного ямщика и народных бунтов), а когда отвлекся от диска и взялся за клавир - увидел сноску композитора «мелодия заимствована из неаполитанской песни». Ну, и т.д.

Итак, зададимся логичным вопросом: можно ли основывать национальную «духовность» на воровстве, на обмане? Нравственно ли это (ведь мы сейчас так носимся с этим делом)? И не походит ли внешняя политика нынешнего правительства на подобные аферы в сфере искусства? Короче говоря: не стыдно ли присваивать себе чужое?! Да еще и кичиться тем, что мол – «у них там вот такого нет»! 

P.S. Продолжая тему «глиняных ног» колосса отечественной духовности, не могу не упомянуть и «внутривидовые» махинации. Например, на днях Интернет удивил МИД РФ, который на своей официальной странице в Фейсбуке разместил (вдруг) военизированное стихотворение тов. К. Симонова «Жди меня». Этот стих – один из главных символов советской пропаганды эпохи Второй мировой. Но я вынужден напомнить, что его текст нагло украден: тов. Симонов это своровал у расстрелянного большевиками Никлая Гумилева (т.е. стих принадлежит иной формации, Серебряному веку – наследнику Бодлера и Рембо), а так же имеет совсем другое, более тонкое значение:
Жди меня. Я не вернусь —
это выше сил.
Если ранее не смог —
значит — не любил.
Но скажи, зачем тогда,
уж который год,
я Всевышнего прошу,
чтоб тебя берег.
Ждёшь меня? Я не вернусь,
— не смогу. Прости,
что стояла только грусть
на моем пути.
Может быть
средь белых скал
и святых могил
я найду
кого искал, кто меня любил?
Жди меня. Я — не вернусь!

Напомню, что советские скоты так и не реабилитировали великого Гумилева. Это было сделано только в 1992 году.
 

просмотров: 104767



Комментарии пользователей

  • Гость
    -164

    Могут ли пидарасы читать проповеди?

    20 марта 2014 в 09:00 Ответить
  • Кость
    107

    неважно кто сказал, важно что сказал. Если будем придерживаться этого принципа, то и не надо будет искать врагов для оправдания своих ошибок и глупости.

    20 марта 2014 в 09:15 Ответить
  • Гость
    -96

    параноик просто

    20 марта 2014 в 10:05 Ответить
  • Вот
    -72

    И изобрети себе вилку,а также другие предметы обихода,а также русский язык ,на котором ты это пишешь,и будешь интеллигентным духовным человеком. А так,по его логике,не моги быть.

    20 марта 2014 в 10:07 Ответить
  • володя
    -182

    Какой-то гнилью пахнет от всех слов этого автора..гаденький какой человечишка...

    20 марта 2014 в 10:22 Ответить
  • Dfcz
    -158

    Не обижайтейсь на автора. Кто-то делает себе имя умными делами, а кто-то гнусностями. В какой -то мере понять его можно. Но оправдать?...

    20 марта 2014 в 10:24 Ответить
  • Кость
    228

    так докажи, что все написанное им ложь. Я тебя понимаю, когда у "патриота"в споре заканчиваются аргументы, его оппонент сразу становится "пятой колонной", "либерастом", "хомячком" и прочим. Так есть у тебя доказательства против автора или одни эмоции?

    20 марта 2014 в 10:35 Ответить
  • Золотой
    -115

    Согласен - автор вскрыл всю гниль советского человечка, интеллигента .Но западное воровство ( а они тоже воруют друг у друга) и плагиат ничем не лучше нашего. Что касается России, то она все же очень большой зверь и имеет право ходить своей тропой

    20 марта 2014 в 10:39 Ответить
  • Косто
    -110

    Вот прав же Пушкин: " - Не оспаривай глупца". Бесполезное занятие. Поперёк горла встало русское национальное самосознание, ну так геть к бандеровцам. Европейцы, однако. А нас оставь в покое. Дикари, воры, нелюди... Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами! Кстати, а кто больше скифы? Историк , аууу... . Определись уже. Лет сорок уже постоянно езжу на украинских поездах. Очень нравятся хохлы. Позавчера шёл почти пустой днепропетровский. Высадили на границе почти всех. Да... холодная войнушка. Печально, что жадные до денег "культурненькие" люди натравили Украину на Россию. Конечный итог "натовского расширения" - урвать часть ресурсов сибири, понятно. Кому надо? Элите амеров. Европейцы - пешки в большой игре. Им мало Греции, Португалии... полунищих? Там хоть тихо. Захотелось подразнить диких скифов? Умным оно надо? Вопрос "историку".

    20 марта 2014 в 10:43 Ответить
  • Ох как много
    41

    истериков в стране. Дважды прав Хазанов с его "одобрямс". Первый раз тем, что высмеял советскую номенклатуру. А второй раз, сравняв своей подписью российскую власть с ушедшей в небытие номенклатурой.

    20 марта 2014 в 10:47 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация

Историк, режиссер, академик РуАН, член Независимого совета по правам человека (НСПЧ).