Вахтанговский театр в Нью-Йорке сыграл первого «Евгения Онегина»

На Манхэттене появился золотой эгоист

Чего только нет в центре Манхэттена — и Человек-паук во всех видах (от костюмированных артистов до футболок с его изображением), и живые статуи Свободы, и очередь за билетами в кассы «Таймс-сквер». Но золотого эгоиста тут до сих пор не было. И вот он материализовался в виде Евгения Онегина в одноименном спектакле, привезенном из Москвы Театром им. Вахтангова. В Нью-Йорк Сити Центре в рамках фестиваля «Вишневый сад» состоялся первый показ хита театральной Москвы, на который и в российской столице не так просто попасть. С подробностями из Нью-Йорка — обозреватель «МК».

На Манхэттене появился золотой эгоист

Нью-Йорк Сити Центр на пересечении 55-й улицы и 7-й авеню. Толпа, говорящая в основном по-русски. Кажется, что в этот вечер здесь — весь русскоязычный Нью-Йорк (правда, позже выяснилось, что на «Онегина» прилетели соотечественники из Филадельфии, Калифорнии и других штатов). Лишний билетик спрашивают на русском, но продает только одна дама: пара по 97 долларов улетает мгновенно. Кстати, цены на «Онегина» вполне гуманны — от 35 до 150 долларов, — особенно по сравнению с Москвой, где в некоторых театрах цены зашкаливают.

Вахтанговский играет в Нью-Йорк Сити Центре — здании историческом, 1923 года постройки. Первоначально здесь располагался храм, и элементы его оформления сохранены в интерьера зала. Позже здание реконструировали, и площадка зажила культурной жизнью: в свое время здесь располагались опера, Нью-Йоркский балет, симфонический оркестр. В 60-е сюда с гастролями приезжал МХТ, а в 70-е «Ленком» привез свою знаменитую «Юнону». В прошлом году свой спектакль показывали Джон Малкович с Ингеборгой Дапкунайте. А в августе сиднейский театр привезет «Служанок» с Кейт Бланшетт и Изабель Юппер в главных ролях.

Сейчас же здесь царит «Онегин» — золотой эгоист. Именно так называет его Алексей Гуськов — исполнитель роли Онегина-старого.

Перед спектаклем спрашиваю его за кулисами:

— Алексей, ты в Москве успел сыграть только один спектакль. То есть сейчас второй. Какой твой Онегин?

— Установка одна — золотой эгоист. Он не изменяется от начала до конца. И в финале мой Онегин ни в коем случае не кается.

Я увидела кардинально другой рисунок роли, чем у Маковецкого, который из-за занятости на съемках не поехал в Нью-Йорк. Гуськов — особый артист, на артиста не очень похожий — поведением, образом жизни: знает ей цену больше, чем многие другие артисты его поколения. И хотя считает себя поколением афганской войны, которому синоним — «потерянное», он-то как раз не потерялся. Не позволил себе потеряться.

А накануне вахтанговцы дали в Нью-Йорке пресс-конференцию. И там всех потрясла Галина Коновалова, которая сходу журналистам объявила: «Мне 97 лет… — и, выдержав паузу, так прокомментировала коллективное онемение: — Ну, знаете ли, я ждала другой реакции».

Реакция не заставила себя ждать — все рассмеялись.

Вопрос от радиостанции «Голос Америки»: «Сейчас ситуация сложилась в политике сложная. Как это отразилось на вашем настроении?»

Алексей Гуськов:

— Знаете, я вчера обедал и разговорился с одним американцем. «Вы же проиграли в холодной войне», — сказал он. А я спросил: «Вы не задумывались над таким фактом — русских в Нью-Йорке полтора миллиона живет, а вас, американцев, в Москве — ну, может, тысяч 50. Может, все дело в русской душе?»

Или такой вопрос: «Вы думаете, произведение Пушкина сегодня актуально?»

Ирина Купченко:

— Я вам так скажу: каким человек был веками, таким он и остался. Если бы «Онегин» был неинтересен, его бы так много не ставили.

Но справедливости ради стоит сказать, что чаще ставят все-таки одноименную оперу. А тут — драма. Но какая! Поэтичная, романтичная и абсолютно зеркальная! В гениальной зеркальной декорации, выстроенной Адомасом Яцовскисом, отражается много чего — и Пушкин, и Россия, выраженные и в слове, и в жесте, и звуке…

В Нью-Йорке «Онегина» принимают с первых минут: идут аплодисменты на сценах балетного класса с Максаковой, на паре Василий Симонов (молодой Ленский) и Виктор Добронравов (Онегин молодой), реагируют на фразы Алексея Кузнецова (Ларин) и Владимира Симонова (Гусар), Юрия Шлыкова (Гремин). Зал очаровали Татьяна с Ольгой (Евгения Крегжде — Мария Волкова) и, безусловно, кордебалет танцкласса из восьми девушек.

В антракте слышу, как зрители друг друга спрашивают: «Интересно, из какого театра пригласили в спектакль балерин?..» Ньюйоркцы еще не видели у вахтанговцев драмбалет «Анна Каренина» — там молодые артисты танцуют с умением профессионалов!

В антракте Людмила Максакова вспоминает, как вахтанговцы лишь раз были в Нью-Йорке.

— 1999 год в США проходил под знаком Островского, и тогда мы играли «Без вины виноватые» Петра Фоменко. Работали в Линкольн- центре, спектаклей десять. И после первого, утром, нам в отеле под дверь положили «Нью-Йорк таймс», а там — статья с заголовком «Торжество системы Станиславского». Посмотрим, что сейчас напишут…

На первом спектакле — критики практически всех ведущих изданий. В выходные здесь ждут Михаила Барышникова с супругой, актрису Элен Берстин, получившую «Оскара» за главную роль в фильме «Алиса здесь больше не живет». Она придет на московский спектакль с труппой своих актеров — они ставят «Вишневый сад».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру