В десятке оказались Тимур Бекмамбетов, Сергей Сельянов, Александр Дулерайн, Георгий Малков, Анатолий Максимов, Ростислав Хаит и Леонид Барац, Ренат Давлетьяров, Эдуард Илоян, Федор Бондарчук и Сергей Ливнев — основатель и глава компании «Леополис». «Служебный роман» последнего собрал очень хорошую кассу, а доходы от ленты «Любовь в большом городе» в три раза перекрыли вложения. «МК» связался с Сергеем, чтобы узнать, как ему удается занимать передовые позиции в непростом мире российской киноиндустрии и поговорить о перспективах современного кинематографа.
- Сергей, на ваш взгляд, существуют ли какие-то секреты и технологии успешного кинопродюсирования в России?
- Если они даже и есть, то я лично о них не знаю. Для меня они являются такими же секретами, как и для других. Это искусство, в котором не может быть стопроцентно работающих рецептов.
- Тогда за счет чего лично вам удается успешно развиваться в своей области?
- За счет интуиции. Для меня самое главное — делать то, что нравится мне самому, и меньше думать об успехе. При этом у меня нет и никогда не было четких ориентиров, в каком направлении двигаться, ни в России, ни на Западе. Я придерживаюсь мнения, что всегда нужно искать свой собственный путь.
- Чем система российского кинопродюсирования отличается от зарубежной?
- У нас все очень монополизировано. И это основная проблема российского кинематографа.
- А если говорить о его финансировании? Достаточно ли средств выделяется на поддержку отечественного кино, как вы считаете?
- С одной стороны, кинематографу оказывается чрезмерная, с другой стороны — недостаточная поддержка. Чрезмерная поддержка оказывается как раз монополизированному, коммерческому кинематографу в России. Недостаточная же оказывается кино как искусству. Если бы оно у нас существовало без искусственной подпитки, все развивалось бы более естественно, прорастало бы то, что должно прорастать.
- Насколько много потенциальных молодых имен вы видите сейчас в кинематографе?
- Я думаю, что их недостаточно. Мне кажется, все дело в том, что самые талантливые люди просто не идут в эту сферу. Только сегодня ситуация начинает потихоньку меняться, но в последние 20 лет было именно так: самые сильные, самые энергичные люди реализовывали себя в каких-то других отраслях — в бизнесе, еще в чем-то или уезжали за границу.
- Это связано с тем, что им сложно пробиться в российском кинематографе?
- Нет, скорее, с общим переломом, который произошел в обществе. Все перекосилось. Многие побежали за деньгами. А для того, чтобы заниматься кино, приоритетными у человека должны быть другие, творческие интересы, которые сегодня, увы, не в чести. Если в 60-е, 70-е и 80-е годы талантливые люди шли в искусство, потому что у них была возможность проявить себя в нем, то потом наступил момент, когда все перевернулось с ног на голову. Но жизнь как-то начинает налаживаться, так что постепенно нормальная ситуация может восстановиться, и те, кому суждено идти в кино, будут это делать. Кроме того, какими бы ужасными ни были современные сериалы и та телепродукция, которая производится в России сейчас, в этой индустрии работает огромное количество людей, и через это сито все же просачиваются отдельные таланты.
- Какое будущее вы видите лично для себя? Над чем вы сейчас работаете?
- Мы заканчиваем работу над фильмом с рабочим названием «Статус: Свободен», режиссером которого стал Павел Руминов. Главные роли в нем играют Данила Козловский и Лиза Боярская. Пока точные даты его выхода неизвестны, но думаю, что мы выпустим этот фильм в следующем году.