На выставку Караваджо в Пушкинском привезли лишь одну картину мастера

Зато это одно из самых знаменитых полотен гения итальянского Возрождения

Пушкинский музей показывает 52 полотна Микеланджело Меризи да Караваджо и его последователей. Правда, в этот раз любителям живописи Возрождения придется наслаждаться качеством исполнения работ, а не их количеством. Ведь труд кисти Караваджо всего один… Зато какой — знаменитый «Мальчик, укушенный ящерицей». Большую часть полотен предоставил флорентийский фонд Роберто Лонги, меньшую — ГМИИ. Выставку задумали как продолжение прошедшей на ура зимой 2011–2012 гг. экспозиции 11 полотен ломбардского мастера.

Зато это одно из самых знаменитых полотен гения итальянского Возрождения
«Мальчик, укушенный ящерицей»

тестовый баннер под заглавное изображение

Полотна развесили в трех темно-красных залах почти в полной темноте. Выставка начинается с тяжелых для восприятия новозаветных сюжетов — «Коронование терновым венцом» итальянца Пьера Мадзукелли и «Взятие Христа под стражу» голландца Дирка ван Бабюрена. На холсте последнего изображен апостол Петр в Гефсиманском саду, ударяющий раба первосвященника Малха и отсекающий ему безжалостно правое ухо.

Понятно, что прочесть замысел художника без знания Ветхого и Нового Завета непросто. Что ж, рядом с некоторыми картинами висят пояснительные таблички.

Вот Давид тащит громадную голову Голиафа на холсте 1615 года Джованни Ланфранко. Он победил главаря своих врагов и хочет обратить оставшихся недругов в бегство. Кстати, у Караваджо есть одноименная работа 1609 года, которая хранится в галерее Боргезе. Следом — обескураживающее полотно «Исцеление Товита» Матиаса Стомера.

Но кульминацией выставки стал «Мальчик, укушенный ящерицей». Он завораживает даже самого неискушенного посетителя. Немудрено. Здесь есть всё, за что любят Караваджо: энергия и напряжение, свет и тень, но главное — правда. Он первым решил, что вишня может быть перезрелой, вода в вазе — мутной, а в ней словно против воли художника отражается его мастерская. В качестве модели он использовал свое отражение в зеркале. Искусствоведы называют этот натюрморт самым необычным за всю историю живописи XVI столетия. Но мало кто знает, что есть и авторская копия в «Национальной галерее» Лондона. Более того, вторую работу считают лучше первой. Ведь Караваджо повторил «Мальчика» в более зрелом возрасте, когда усовершенствовал технику и состоялся как художник. Это случилось после его побега из Милана, где он открыл мастерскую на наследство матери, ввязался в пьяную драку и убил человека. Бежал оттуда в Венецию и в Рим, где начал писать портреты бродяг и натюрморты с фруктами. После создания своих главных шедевров — «Положение во гроб» и «Христос в Эмманусе» ему снова пришлось скрываться. Дело было в Риме, когда во время игры в мяч художник поссорился с одним из спортсменов, вызвал его на дуэль и убил. Сицилия приютила горе-путешественника, где он и скончался.

— Экспозиция доказывает, что влияние мастера выходило за границы узкого круга прямых последователей, — говорит куратор проекта и ведущий специалист в области итальянской живописи Виктория Маркова. — Но оно и не было ограничено во времени. Например, к такому известному методу художника, как монументальность фигур, часто прибегал художник барокко Карло Сарачени. Итальянец Анджело Карозелли постоянно использовал эффектное освещение. А Орацио Борджанни увлекался изображением натуралистических деталей. «Оплакивание Христа» Андреа Мантеньи — вообще яркий пример соединения ренессансной перспективы со светотеневыми эффектами караваджизма. Мы представили редкую возможность увидеть рядом работы из двух собраний — музейного российского и частного итальянского. Это позволит зрителям поразмышлять о путях развития искусства.

СПРАВКА «МК». Художественный критик, коллекционер Роберто Лонги заинтересовался творчеством Караваджо еще в студенческие годы, написал диплом на эту тему. Позднее он начал приобретать ценные полотна мастера и его последователей. Сегодня его коллекция насчитывает около 200 картин живописи XIV–XX веков. А результатом его неугасающего интереса к творчеству ломбардского художника и его последователей стала первая выставка Караваджо и караваджистов в Милане и два издания монографии о гении.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26914 от 17 сентября 2015

Заголовок в газете: А был ли «Мальчик» Караваджо?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру