Александр Рыбак: "Я научился большему контролю над собой"

Герой московского «Евровидения» собрался в Лиссабон «не просто так»

Со дня на день в Лиссабоне стартуют первые репетиции конкурса песни «Евровидение-2018». Нынешний девиз музыкальной «олимпиады» All Aboard («Все на борт!») символизирует не только завершение ночного кошмара для организаторов из-за прошлогодних дрязг вокруг «крымского привета на коляске» из России, что привело к бойкоту самой же Россией конкурса в Киеве, но имеет и другие, более приятные смыслы: например, рекордное количество стран — 43, включая все ту же Россию с той же Юлией Самойловой, которая наконец осуществит свою розовую мечту об участии в конкурсе, а также присутствие крайне знаковых в контексте «Евровидения» персонажей. Одной из таких вишенок на тортике стало появление среди конкурсантов знаменитого норвего-белоруса Александра Рыбака.

Герой московского «Евровидения» собрался в Лиссабон «не просто так»
Fairytale, 2009 г.

Без Рыбака вся картинка выглядела бы, конечно, если не беднее, то все-таки иначе. Он не просто победитель московского «Евровидения-2009», а форменный рекордсмен, собравший неслыханные на тот момент 387 баллов с самым к тому же большим отрывом от ближайшего преследователя (певицы Йоханны из Исландии) в 169 баллов. В прошлом году, например, разрыв между победителем Салвадором Собралом и посланником Болгарии из «билановского» «Голоса» Кристианом Костовым составлял 143 балла, при том, что при новой системе подсчета у португальца были тоже рекордные 758 баллов, которые стали результатом математического сложения раздельных голосований телезрителей и профессиональных жюри. При прошлой «объединенной» системе подсчета голосов Александр Рыбак и по сей день оставался бы «непобитым» рекордсменом.

Его позитивный шлягер Fairytail и трогательный образ паренька со скрипочкой стали хитом на долгие месяцы после конкурса, артист наслаждался лаврами еврогероя по всей Европе, стал фактически поп-иконой в родной Норвегии и, конечно, всеобщим любимцем в Беларуси и России, вполне логично считавших своим в доску талантливого артиста, которого в пятилетнем возрасте родители так коварно и навсегда увезли из Минска в страну красочных фьордов и сказочных троллей.

Тем временем аккурат на следующий день после грандфинала на «Евровидении» в Лиссабоне Саша отпразднует 13 мая уже свой 32-й день рождения. Уже не мальчик, но муж — хотя и все с той же скрипочкой. С легкого ностальгического и достаточно ироничного сантимента по этой пресловутой скрипке начинается его песня и номер That’s How You Write a Song («Вот как ты пишешь песню»), но дальше покорять Евросонг с очередной амбициозной заявкой на победу Александр будет уже совершенно в ином качестве и стиле, оставаясь при этом самим собой. 

— Что поделаешь, — улыбается Саша, — скрипка для меня очень естественна, это — мой талант, и песня в этом году у меня про то, что нужно не забывать и верить в свой талант. Я не устаю даже в год 20-летия творческой деятельности искать и делать интересные эксперименты (на конкурсе), показывать что-то новое, изобретать новую фишку… 

— Вот меня и распирает спросить: Саша, а зачем? Тебе-то чего не хватало? Ну ладно Билан — он шел к победе. Но ты-то уже победитель! Или это то, о чем порой говорят — атмосфера «Евровидения» засасывает?

— Эта интернациональная атмосфера мне всегда нравилась и будет нравиться. В Норвегии мне уже несколько раз предлагали снова участвовать в конкурсе. Точнее, не предлагали, а как бы спрашивали: мол, не хочу ли я? Но у меня не было песни, и я как-то не думал об этом. В последние годы я больше стал показывать сочинения на YouTube, стараясь найти самый яркий и действенный способ донести свое творчество до слушателей. А песня That’s How You Write a Song стала своеобразным ответом на все письма от детей, которые я получаю в огромном количестве, где они спрашивают у меня советов. Пишут: Саша, у меня талант, но я боюсь сделать первый шаг, не знаю, с чего начать... Эта песня как ответ всем этим детям. Хотя иногда им бывает и по 95 лет…

Фото: пресс-служба артиста

— Ха-ха-ха! А я так серьезно стал тебе внимать…

— А я серьезно! Иногда пишут дедушки и бабушки, которые очень переживают за своих внуков и спрашивают моего совета, как им лучше поступить с их талантливыми, как они считают, чадами. Пишут и взрослые люди, которые боятся стереотипов и сделать первый шаг. Сперва я хотел сделать серьезный обучающий клип, но потом решил, что такой посыл заслуживает внимания более широкой публики, и решил написать песню и выставить ее на норвежский гран-при, наш национальный отбор на «Евровидение». Кстати, я не был изначально так уж уверен, что выиграю его.

— А я почему-то не сомневался, что Норвегия просто вцепится в свое нацдостояние и просто так тебя не отпустит с этого нацотбора…

— Я бы не сказал так про всю Норвегию. Здесь так же, как и в России, и в других странах, «долгоиграющие» артисты, бывает, и надоедают какой-то части публики, есть разные точки зрения, споры. Много говорят о том, что всегда хочется найти кого-то нового, поддержать молодые таланты. И когда наш новый «генерал» по «Евровидению» (так у нас называется эта должность) Стив Карлссон спрашивал меня, не хочу ли я вновь поучаствовать в конкурсе, я поначалу отвечал отказом, объяснял, что не хочу второй раз входить в эту воду и прославлять себя именно этим конкурсом. Я четко понял для себя, что есть артисты, которые через себя хотят и согут продвигать свою музыку и идеи. Именно к этой категории я себя отношу. Поэтому мне стало интересно популяризировать музыку и дать людям уверенность в их идеи благодаря таким большим событиям, как «Евровидение», если они к тому же востребованы на данный момент. Я раньше об этом не задумывался, а потом решил, что иногда месседж все-таки больше, чем сам артист.

— Но ведь это не только праздник, а изнурительное предприятие…

— Да, это непростой вопрос. Когда появилась эта песня, я решил, что да, именно с ней я хочу участвовать в «Евровидении». Но потом я стал думать о том, как мне управиться со всем этим, как не забывать про людей…

— Не забывать про кого?

— Я вспоминал московское «Евровидение». Там было все так напряженно и бурно, что иногда я упускал внимание к людям, к зрителям.

— Опять неожиданный поворот мысли, Саша!

— Нет, я был, конечно, вежливым парнем, но молодым, неопытным, все было новое для меня, и часто получалось, что я как бы отталкивал от себя людей, которые хотели пообщаться, получить автографы, сфотографироваться. А это очень важно для артиста — правильно вести себя с людьми. В этот раз я очень рад, как у меня получилось в норвежском отборе, когда удалось найти по паре минут для всех, кто этого хотел. Не так, как раньше. В общем, я научился большему контролю над собой и ситуацией. Я как бы сам выполнил поставленный перед собой урок.

— Все что угодно готов был услышать от тебя, но не такие сантименты…

— Это был внутренний вызов. Конечно, я не только ради этого участвую в «Евровидении», чтобы всем руку пожать, но теперь и про это не забываю. Это очень важно для меня. Я очень надеюсь, что в Лиссабоне ты увидишь меня немного другого, чем того Рыбака, которого знал раньше.

— Но ты никогда и не выглядел зарвавшейся звездой, этаким высокомерным везунчиком и все такое…

— Да, я всегда и всем улыбался. Но чем больше ты это делаешь, тем больше была вероятность на ком-то сорваться. Такое было, ты просто этого не видел. Я много работаю и поэтому «зазвездить» у меня просто нет ни времени, ни желания.

— Конечно, ты не первый, кто не в первый раз едет на этот конкурс. Даже победители срывались, и не по одному разу — и шведка Карола, и израильтянка Дана Интернешнл… Возникает вопрос о твоем собственном виде на «евроурожай». Ты же понимаешь, что к тебе особое внимание как к уже состоявшемуся победителю?

— Абсолютно. Но все дело в песне. Если была бы просто песня, в которой я бы хотел еще раз показать Александра Рыбака со скрипкой, если бы это была вторая Fairytail, то тогда да, трудно. Меня бы тогда просто на национальном отборе завалили, уверен в этом. В этом году у меня песня в первую очередь для сцены, нужно видеть шоу-номер, в котором я рассказываю целую историю за три минуты, показываю, как соединяя детали, можно получить больше результат. И в этот раз у меня совсем новый стиль, новый жанр, и, конечно, я иду на победу. Как, впрочем, и все конкурсанты.

That’s How You Write a Song, 2018 г. Фото: пресс-служба артиста

— Ну, не все…

— Мне кажется, что в душе каждый мечтает победить… Мне очень нравится, что я не в ситуации, где стараюсь найти пять-шесть референций, чтобы сказать: мол, вот этим я сейчас занимаюсь. Все говорят, что у меня в этой песне всего по чуть-чуть: Майкла Джексона, фольклора, джаза и т.д. Я сам отвечаю просто: в прошлый раз, на московском «Евровидении», у меня был фольклор, а сегодня — джаз.

— Сегодня ты играешь джаз, как говорят на Руси, а завтра… Я видел ваш баттл со шведским участником Бенджи Ингроссо, с которым вы пока идете, что называется, ноздря в ноздрю по прогнозам букмекеров, и вы там, кажется, побрызгали друг на друга ледяными водопадами добродушного сарказма? Хотя, конечно, я ничего не понимал по-шведски…

— Ну, там был смешной момент, когда его спросили, сколько ему было лет, когда я победил на «Евровидении» в 2009-м? И я сказал ему: не говори, что ты еще не родился… У него мама известная артистка, и он еще хвастался, что у него в детстве были все эти плакаты — Бэтмена, Супермена. А я сказал, что у меня на двери в комнате висела афиша его мамы…

— Изящно…

— На самом деле я был инициатором этого баттла, поскольку выяснил, что у нас песни в одной и той же тональности. Я вообще всегда приветствую максимальное сотрудничество, стараюсь играть с другими артистами. Собираюсь, например, выпустить скоро видео, где на скрипке исполню каверы на песни других конкурсантов. Я уже такое сделал с номерами участников норвежского гран-при.

— Да, это совершенно чудный ролик…

— И это имело большой резонанс. Всегда важно новыми способами показывать свой талант. А скрипка — это мой талант.

— Своей песней ты выставляешь себя этаким метром, который учит остальных, как сочинять, да?

— Скорее, показываю, как легко пишутся песни, как много способов это делать. Можешь и ты, и ты, и, возможно, даже получится… Там все-таки есть ирония. Она для того, чтобы вдохновлять. В первую очередь моих фанатов. И, конечно, надеюсь, что найду сейчас и новых фанатов в Европе.

— Ирония — это здорово! Как ты относишься к ставкам букмекеров?

— Иногда заглядываю. Самое важное, какое место поставят букмекеры после выступления в полуфинале. Потом у меня важное преимущество в том смысле, что многие артисты выпускают сперва только видеоклип, а после живого выступления на конкурсе букмекеры, бывает, сильно разочаровываются. Мой номер уже известен, и, что называется, я не кот в мешке. И как только я выступил со своим номером на национальном отборе, Норвегия сразу поднялась с 22-го на 8-е место у букмекеров. Пошло не вниз, а вверх, это самое главное.

— Безусловно. Однако на этом восьмом месте Норвегия и застряла… А на московском «Евровидении», насколько я помню, Fairytail моментально ворвалась в фавориты.

— Думаю, букмекеры учитывают и статистику. Они знают, что во всей истории «Евровидения» только ирландец Джонни Логан побеждал дважды. Ты о нем, кстати, не вспомнил, когда перечислял победителей, снова поехавших на конкурс…

Родители Наталья и Игорь были и остаются первыми наставниками, учителями и болельщиками Александра Рыбака. Фото: пресс-служба артиста.

— Я это сделал умышленно, чтобы тебя не смущать…

— Но, во-первых, у меня с ним день рождения в один и тот же день — 13 мая, сразу после финала. Так что в любом случае что-то я буду праздновать. А статистика? Не буду, конечно, сравнивать себя с «Реал Мадридом», но после того, как они победили в Лиге чемпионов два года назад, все писали, что никто не выигрывает два раза подряд. И все прогнозы ставили их на последнее место, потому что исторически было невозможно повторить победу. А они все равно победили.

— Как и Джонни Логан в 1980 и 1987 годах… Похвальная уверенность, несмотря на статистику. Это качество бойца.

— Разумеется, я не уверен в том, за кого и как будут голосовать. Но нужно быть уверенным в себе, в своем номере. И важно не быть самоуверенным, не смотреть в камеру, считая баллы, а вдохновлять людей. Это очень трудный баланс, но я думаю, что у меня получится.

— На кого из конкурсантов ты обратил внимание?

— В этом году «Евровидение» гораздо более разнообразно, чем в 2009-м. Хотя и в Москве конкурс был очень сильным. Все боялись, что после победы Салвадора теперь будут одни баллады, без инструментов, без эффектов…

— Да, такие повторяшки фишек предыдущего победителя, в том числе твоей скрипки, бывали в прошлом…

— Абсолютно верно. Но нет, в этот раз по-другому. Салвадор показал всем музыкантам, что нет никакого пресловутого «евроформата». Нет правил. Если у тебя есть хорошая идея, то просто покажи ее. И в этом году много сильных соперников. Как музыканту мне больше всего нравится Вэйлон из Нидерландов. Говорят, что он наверняка не победит, потому что это кантри-музыка, старомодно. Но и год назад победила, я бы сказал, не самая современная песня.

— Желаю тебе и в Лиссабоне повторить тот праздник, который ты принес в свое время на «Евровидение» в Москву!

— Посмотрим, какой будет результат. У меня есть миссия — вдохновлять людей и дарить им позитив. Каким бы он ни был, этот результат, я надеюсь сказать много позитивных вещей своим фанатам, которые, надеюсь, будут продолжать следить за моим творчеством и дальше…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27673 от 27 апреля 2018

Заголовок в газете: Александр Рыбак: если ты играешь джаз…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру