Земфира: “Дура!”

Все боятся обидеть известную певицу

Земфира не нуждается в рекламе. Один ее крохотный турик в поддержку переиздания старых пластинок вызывает в прессе (как в зеркале общественных телодвижений) буйный резонанс: “Земфира пишет новый альбом!”, “Земфира экспериментирует!”. Можно сколько угодно говорить об уникальности положения певицы на нашей эстраде: и талант у нее немереный, и независимость абсолютно независимая... Но уже невозможно не заметить одну фишку — нервозными уходами, приходами, скандалами она довела впечатлительную прессу до прискорбного состояния — “о Зёме либо хорошо, либо никак”. Параллели и аналогии проведет каждый русский человек.
Все боятся обидеть известную певицу

Московский концерт в пятницу завершил “сердечный” (певица выходит на сцену в черном платье с нашитой на груди аппликацией в виде сердца) тур по пяти городам: Питер, Екатеринбург, Киев, Минск, Москва. Артистка отправилась в студию писать альбом, а публика — по домам, переваривать случившееся.


Лица у покидавших зал были в основном растерянные и даже расстроенные. “Хочется напиться”, — говорили друг другу люди. Я видела, как фанатки, выходя из зала, дарили встречным девушкам красные розы: “Возьмите, пусть хоть вам будет приятно”. Как народ у сцены ни надрывался, Земфира не вышла на “незапланированный” бис (был только отрепетированный — после перерыва в три сигаретные минуты). Вручить цветы посчастливилось не всем. Слышала, как поклонница Земфиры расшаркивалась перед звукорежиссером: “Вы передайте ей наши извинения! Стыдно! Публика — просто зажравшиеся снобы!”.


Действительно, на концерте в “Крокусе” зал вел себя подозрительно тихо. Земфира даже спросила народ, хорошо ли слышно. Не случилось хорового исполнения ни одной песни. Хотя песни были старые, давно заученные наизусть. Да и новые аранжировки уже никого не удивляли — с экзотической драм-машинной спецификой программы публика успела ознакомиться по записям, которые были слиты в Сеть сразу после ломового питерского концерта, открывшего этот осенний марафон. В других городах народ пел, орал. А в Москве молчали не только люди, но и перегороженные пустоты зала — чтобы он был меньше, чем есть (тур ведь камерный), балкон и часть кресел внизу просто отсекли тканью. Но акустика в зале работала на все пространство. Может, оттого усеченная в длину коробка показалась Земфире “пластмассовой”. Певица еще во время концерта признала, что ошиблась с площадкой. Правда, Стингу и Тори Амос этот же зал пластмассовым не показался, и их поклонникам тоже.


Не объяснить, почему в одном городе люди подпевают, а в другом — только слушают. Но вот как иллюстрация. В питерском “Зале ожидания” после песни “Маечки”, услышав из зала “давай-давай-давай!”, Земфира шутливо скапризничала: “Вот эти “давай”… Хочется опять уйти в отпуск”. Конечно, публика притихла и испугалась — Зёма же такая, ни от кого не зависимая, может прямо сейчас развернуться и уйти. Зато в Москве она, учуяв, видать, неладное, уже выкрикивала сама себе: “Зёма рулит! Давай-давай! Богиня! Дура!”. Так и не разберешься в этих противоречиях, чего же хочет девушка — петь в камерном зале одна, чтобы всем было слышно, или петь вместе со всеми. Фанаты теперь виновато пишут в блогах, что нужно быть добрее к Земфире, что в следующем году они расстраивать ее не будут, дышать даже перестанут…


Судя по тому, что певица несколько раз обращалась к залу со словами “Москва — город контрастов”, ее что-то смущало в собравшейся публике. Правда, какие именно контрасты имелись в виду, она не уточнила. И люди почему-то стали стесняться потраченных на нее денег: “А кого она хотела увидеть в зале, когда билеты были по 6, по 10, по 20 тысяч? Да, в партере сидели состоятельные люди”. Но к заоблачным ценам Зёма, в общем, отношения не имела — у нее на сайте купили за полторы, а перепродали за 20. Однако в таком случае не стоило, наверное, делить зал на фанатов, поклонников и “случайных” богатых людей. Понятно же, что там были те, кому и впрямь хотелось отдать несколько часов своей жизни и несколько тысяч (а то и десятков тысяч) рублей за живое прослушивание девушки-скандала.


Но, судя по тому, перед кем Зёма метала бисер на следующий день, цены на билеты на самом деле ее не волновали. В субботу она отпела “закрытый” концерт во внутреннем дворике одной модной арт-галереи напротив Кремля. Огибая припаркованные тачки представительского класса, ко входу тянулась длинная очередь из гламурного разукрашенного лошья, которое пускали через фейс-контроль в час по чайной ложке — обычный ритуал сортировки публики для дорогих клубов, где случайным людям не место. А возле громилы-охранника была табличка с двумя стрелками: вход по спискам — налево, вход по пригласительным — направо. Этот концерт “для своих” не анонсировался. Там сцена была выше, Зёма пела с бокалом вина в руке, настроение у нее было лучше, и вообще было душевно, с пятницей не сравнить. Ведь там были только свои, среди которых, например, Ксения Собчак. А публика попроще слушала певицу с ближайшего моста.


Кинодеятельница Рената Литвинова как ангел-хранитель сопровождала Земфиру в этом туре. В пятницу она сидела на концерте за звукорежиссерским пультом — качала головой в такт музыке. Ею были созданы прекрасные видеоролики, иллюстрирующие концерт. Но Земфире не нравится, когда педалируют тему их с Ренатой отношений. Почему, кстати, не нравится? Талантливые подруги уже настолько творчески слились, что было бы, наоборот, странно не замечать в Земфире влияния Ренаты, а в Ренате — Земфиры. Так же было и у Киркорова с Пугачевой… На концерте было видно, как они в четыре руки стараются, чтобы все прошло хорошо. Земфира отработала честно, отлично спела то, что хотела и как хотела. Но у публики отчего-то остался странный осадочек… И — мысли о том, когда же Земфира, наконец вырвется из сетей своих противоречий, перестанет любоваться собственной независимостью, расслабится и займется единственно тем, чем позволено интересоваться в ее жизни запуганной влюбленной публике, — творчеством.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру