В Манеже ушли от революции к свету

Открылся основной проект 5-й Московской биеннале

19 сентября 2013 в 20:18, просмотров: 2745

В двух шагах от Кремля появились гигантский дирижабль, деревянное метро, китайская стена из коробок. Все это и еще десятки неожиданных объектов современного искусства оказались в Манеже благодаря бельгийке Катрин де Зегер, куратору основного проекта «Больше света» главного арт-события осени — Московской биеннале. В этом году она проходит с невероятным размахом, занимает десятки площадок (не только в Москве) и стоит около 100 миллионов рублей.

В Манеже ушли от революции к свету
фото: Мария Москвичева
Дирижабль Панамаренко.

Биеннале подступила к самым стенам Кремля. Основной проект — в Манеже, сложном пространстве как с эстетической, так и с исторической точки зрения.

— Несмотря на то что это место наполнено светом, кажется, оно давит на тебя своим величием и размером, — признается Катрин на открытии выставки.

Площадка проекта во многом определила его содержание. Близость к Красной площади, например, стала поводом связать выставку с одним из главных произведений модернистского авангарда — картиной Казимира Малевича «Красный квадрат». «После «Черного квадрата», полного, как считается, новых возможностей, «Красный квадрат» должен стать, по словам Малевича, «сигналом революции» и прийти к белому квадрату как к «чистому действию», — размышляет де Зегер. И так же, как абстрактные работы Малевича стали поводом для дискуссий сто лет назад (хотя и сейчас они продолжаются), в наши дни площади стали местом обсуждения и протеста, как Тахрир в Каире или Таксим в Стамбуле. Эти мысли отозвались в Манеже десятками проектов художников из разных стран мира — некоторых из них собственные правительства не хотели пускать в Москву…

Самым легким и масштабным произведением стал гигантский дирижабль Панамаренко, художника, инженера, поэта и физика, который считал, что высшая цель человечества — найти способ покинуть землю. Этот дирижабль воспаряет над инсталляцией Александра Бродского (деревянная будка-туалет со знакомой до боли светящейся буквой «М»). А рядом — «Сложная структура», одновременно напоминающая огромные клетки и высотки мегаполиса. Автор Сопеап Пик создал ее из 83 бамбуковых модулей, тем самым напомнив о шаткой природе стремительного развития мегаполисов. Это одна из тех работ, которые ярко иллюстрируют идею Катрин де Зегер о конфликте глобального пространства и личного пространства человека. Об этом рассуждает и художник Сун Дун в своей инсталляции «Не выбрасывай!», занявшей четверть первого этажа Манежа. Одежда, обувь, посуда, лекарства — чего только не сложено вокруг домика, построенного Сун Дуном на выставке. Его личную китайскую крепость защищает стена из коробок, сложенная по типу Великой Китайской. Так художник иллюстрирует традиции своего народа, в том числе бережливость, которая считается у китайцев добродетелью. Это качество помогло выжить и Сун Дуну после того, как умерли его отец и мать: чтобы выжить, он перестал в принципе выбрасывать какие-либо вещи. Эти предметы, копившиеся годами, теперь он превратил в искусство.

Отношение к вещам проходит красной нитью в проекте «Больше света», призванного проанализировать процессы, которые происходят в современном обществе. От легкости, света и бытовых тем на первом этаже Манежа зритель попадает на нижний уровень. Здесь — полутьма. Большинство проектов — это видеоинсталляции, в которые нужно долго всматриваться и вслушиваться. Между залами с видео мерцают светящиеся арт-объекты. Например, висящая под потолком «Паутина» Моны Хатум, сделанная из хрустальных шариков. Эта изящная инсталляция, по задумке художницы, представляет собой уменьшенную модель Вселенной. Ему вторит другая светящаяся работа Тавареса Страхана под названием «Здесь мое место» — рассуждение о том, что даже в самой страшной тьме человек может найти свое место. Собственно, поиск себя, распределение своих сил, времени и возможностей — вот темы, над которыми рассуждает этот коллективный международный проект. Выглядит он очень достойно и по-европейски. Так что Московской биеннале дан старт сильный, яркий и интеллектуальный.



Партнеры