Три века и один Кремль

Фестиваль мировых балетных школ в Москве

10 ноября 2013 в 17:30, просмотров: 3056

Такого количества иностранных школ Москва еще не видела — прошедший на сцене Кремлевского дворца фестиваль «Три века мирового балета» собрал под свое крыло представителей хореографических училищ из Рима, Милана, Гамбурга, Мадрида, Нью-Йорка, Токио, Санкт-Петербурга и, конечно же, Москвы. Потому как 240-летнему дню рождения московской школы форум танца, собственно, был и посвящен.

Три века и один Кремль
фото: Дамир Юсупов

В 1773 году в стенах воспитательного дома, отстроенного для детей-сирот и подкидышей по приказу Екатерины II, прошел первый танцевальный урок итальянца Мисоли. Этот год теперь принято считать годом образования московской балетной школы, которая является, таким образом, третьей по старшинству после отметившей в этом году свое 300-летие и учрежденной Людовиком XIV школы при Парижской опере и питерской Академии русского балета, также отпраздновавшей в этом году 275 лет. Давно уже, правда, в стенах этого учебного заведения обучают хореографическому искусству совсем не сирот и подкидышей, а кроме обычных учащихся еще и детей правящей элиты. В советские времена здесь учились внучки генсеков Андропова и Горбачева, министра обороны Устинова. Да и теперь отпрыски сильных мира сего ежедневно переступают порог этого учебного заведения. Так что вышедший вместе с вице-премьером Ольгой Голодец другой вице-премьер, Игорь Шувалов, произносил свою прочувственную поздравительную речь не только как облеченный полномочиями представитель российского правительства, но и «как поклонник школы и отец», чья дочь также здесь учится на балерину. Что и говорить, с такими покровителями ректору Московской академии хореографии Марине Леоновой нестрашны никакие конкуренты. Мало того, в день открытия фестиваля было объявлено, что она будет назначена главой специального совета по балету, который предстоит создать при Министерстве культуры.

На правах хозяев открыли фестиваль москвичи фрагментами из балета «Спящая красавица» и в течение двух вечеров показали обширный репертуар, включающий в себя в том числе и новинки. Из лучшего и эксклюзивного, что оказалось училищем подготовлено, назовем «Рапсодию» на музыку Листа в хореографии Льва Иванова. Наши школы, оставив современную хореографию иностранцам, традиционно отвечали за классику, хотя Московская академия, например, не преминула похвастаться своим недавним приобретением — балетом Начо Дуато «L`Amoroso», который станцевали, однако, не слишком стилистически точно. Впечатлили и студенты исполнительского факультета МГАХ Ксения Рыжкова и Александр Омельченко, демонстрировавшие свое мастерство в па-де-де из балета Петипа «Талисман». Но наиболее пристальное внимание на вечере вызвали выступления вагановцев — несмотря на скандальную ситуацию, связанную с назначением нового ректора, Наиль Еникеев и Анастасия Лукина сумели собраться и идеально показали хореографическую миниатюру Зверевой на музыку Каччини «Парящие».

Из иностранных школ наиболее весомо заявили о себе итальянцы. «Античный танец» Мауро Бигонцетти, исполненный студентами Школы танца Римского оперного театра, конечно, к античности имел весьма опосредованное отношение. Эпатажный итальянский хореограф одел семерых юношей в серебристые юбки до полу и насытил первую часть позаимствованными у Баланчина «ручейками», а также томными изгибами обнаженного корпуса, а вторую, динамичную, красивыми прыжками — но номер запомнился оригинальностью хореографического мышления и остроумными современными комбинациями. Другие представители итальянской школы из Академии сценических искусств при театре Ла Скала (школа тут основана в 1813 году), чтоб выгодно представить себя, выбрали «Gymnopedie» Ролана Пети. Помимо весьма изящной Елены Боттаро в этом номере поразил своими возможностями и экстерьером Якопо Тисси, и есть все основания предполагать, что знаменитому итальянцу Роберто Болле школа готовит достойную смену.

О высоком уровне обучения заявила и довольно «молодая» (ей всего 9 лет) Школа Жаклин Кеннеди Онассис при Американском театре балета (ABT). Из привезенного американцами наиболее интересной оказалась хореография премьера ABT Марсело Гомеса, поставленная на главный талант этой школы Скайлера Макси-Верта. Несмотря на то что среди гостей были такие известные артисты, как Яна Саленко и Дину Тамазлакару из Берлина, Алина Кожокару и Йохан Кобборг, представлявшие Английский национальный балет, приманкой вечера была, конечно, хореография живого классика Джона Ноймайера, выступление учеников его школы и артистов его труппы. Сильвия Аззони и Александр Рябко, одна из самых известных и гармоничных пар гамбургского балета, как всегда, эмоционально и прочувствованно станцевали изумительный по красоте и глубокий по мысли фрагмент из балета Ноймайера «Дон Жуан», который стал наиболее интересной частью концерта, составленного из выступлений звезд мирового балета.



Партнеры