В «Современник» назначен новый директор

Им стал экс-директор ТЮЗА из Саратова

14 ноября 2013 в 16:03, просмотров: 10660

Глава департамента культуры Сергей Капков подписал приказ о назначении директором популярного столичного театра Валерия Райкова. Теперь можно сказать, что период административного безвластия в популярном театре благополучно закончился.

В «Современник» назначен новый директор
Валерий Райков

Для такого утверждения все основания дает биография нового назначенца. Но прежде, чем о нем рассказать, имеет смысл вспомнить историю вопроса, весьма поучительную не только для «Современника», но и для всех московских театров.

После того как «Современник» покинул Леонид Эрман, более 50 лет проработавший на Чистых прудах, туда пришел человек не из театра, а из мира бизнеса — Владимир Бакулев. Он продержался в директорском кресле чуть больше года, не оставив по себе какой-либо внятной памяти — скажем, как человека, способного решать проблемы, к тому моменту вставшие особенно остро перед театром  в связи с глобальным ремонтом. И это доказывает пока еще никем не оспоренный факт — никакой менеджер из бизнеса, даже самый успешный, не может руководить театром как банком, футбольным клубом или макаронной фабрикой. В театре — своя специфика, и если ее не понимать, не чувствовать, никакие успехи в сфере бизнеса не спасут дела.

И не потому, что у русского театра — какая-то особая судьбина или харизма (оставлю это тезис на радость доморощенным, а потому фальшивым патриотам). Просто театр — это понятие в первую очередь глубинное и ментальное, а потом экономическое. Пока что Москва не может предъявить образец удачного управленца в театре от бизнеса — нет такого. Потому что кроме умения считать деньги, просчитывать бизнес-стратегию, вкручивать лохам заумные термины вроде «фьючерсы», «наздак» и пр., надо — как это ни странно — любить театр. А не просто позволять себе покупать самый дорогой билет на модную постановку. Может, многих удивит, но театр (как понятие, а не просто труппа или недвижимость в центре столицы) так устроен, что сам выбирает: с кем ему жить и работать, а кому сделать от ворот поворот. Как это и произошло с экс-директором «Современника». А так хорошие управленцы, сочетающие коммерческую жилу с чувством к театру, у нас имеются — Олег Табаков (номер один), Владимир Урин, Владимир Тартаковский из оперетты, Кирилл Крок из Вахтанговского, ленкомовский Марк Варшавер и сатировский Мамед Агаев, Леонид Ошарин из Маяковки. Не говоря уже про «трех сестер» — Терезу Дурову, Марию Ревякину и Валентину Памфилову. Все они сначала люди театра, а потом уже деньги считают.

Кто же такой назначенец в театр Галины Волчек — господин Райков? Его профессиональное портфолио весьма серьезно. Родился в Саратове. Выучился на инженера, но пошел работать в театр, замечу, детский — ТЮЗ имени Киселева. И замечу — простым монтировщиком сцены, но уже через полгода возглавил там постановочную часть. В этой же должности работал в саратовской драме и снова вернулся в ТЮЗ в качестве директора. В общем, прошел все ступени театральной лестницы и знает в этом непростом домике с неуравновешенными и нервными обитателями всё, от и до.

Развивал международные проекты: запустил программу сотрудничества ТЮЗа с университетом в Ричмонде (штат Вирджиния), с Театром молодого поколения в Дрездене, организовал гастроли театра, создал копродукцию. Но главная его заслуга, правда, обернувшаяся для него бедой, — завершение 20-летнего строительства нового современного здания для ТЮЗа. Долгострой Райков успешно завершил (основатель театра, Киселев, не дожил до светлого дня), и тут же руководство города поставило вопрос — оставить ТЮЗу только новое здание, а старое изъять: мол, жирно будет в наше дорогое на недвижимость время два здания детскому театру иметь (детей у нас принято любить больше на словах). Райков сопротивлялся как мог — репертуар огромный, рассчитан на две сцены. И тут в старом здании, на чердаке, почему-то вдруг случился пожар («МК» об этой истории писал не раз). Полугодовое разбирательство, и как результат — неудобный властям человек отстранен от работы. В Саратове, но не в Москве, которую, надеюсь, можно поздравить с хорошим приобретением.



Партнеры