Балет объявил бойкот?

Что напугало иностранных артистов, и какие знаменитые труппы все-таки приедут на Чеховский фестиваль

6 апреля 2014 в 20:16, просмотров: 4457

У Чеховского фестиваля, судя по всему, в самом скором будущем могут возникнуть проблемы. Законодатель моды в балетном мире, крупнейший английский хореограф Мэтью Боурн, одна из самых популярных постановок которого «Шотландский перепляс» должна была украсить афиши феста этим летом, заявил о том, что он намерен отказаться от гастролей в России. Такой демарш лишь отчасти связан с ситуацией на Украине, а главным образом с российским законом о запрещении пропаганды гомосексуализма.

Балет объявил бойкот?
фото: Кирилл Искольдский
Мэтью Боурн.

Кроме того, в сообщениях также передается, что бойкотировать российские гастроли собираются актеры Королевской шекспировской компании, Королевского балета и Шотландского национального театра, которые заявили, что «боятся ехать в Россию из-за гомофобных настроений российского общества, антигеевских законов и агрессивной позиции России в Крыму».

Впрочем, во всех сообщениях, связанных с этой новостью, возникло столько путаницы, что распутать всю эту историю оказалось не так-то и просто.

Например, в новостях, которые передавались информационными агентствами, говорилось о бойкоте Большому театру, гастроли в котором ни у труппы Шотландского балета, ни у труппы самого Боурна «Нью эдвенчерс» совсем и не предполагались.

Что касается этого недоразумения, то оно как раз разрешается довольно просто. В Большой Боурн ехать и не собирался (в 2009-м были разговоры, что в репертуар главного театра страны может войти какой-нибудь его балет, но так и не случилось). Зато собирался приехать на Чеховский фестиваль, но не со своей труппой. У Шотландского балета на Чехов-фесте предполагаются гастроли, и одним из балетов, которые шотландский коллектив планировал показать российскому зрителю, был как раз балет Мэтью Боурна. В то время когда шотландская труппа должна была гастролировать на Чехов-фесте в театре им. Моссовета, в Большом запланированы гастроли другой известной британской компании — английского Королевского балета. Отсюда, видимо, путаница и возникла. Оба мероприятия должны пройти в рамках Года Россия—Британия. И Королевский балет, судя по всему, на эти гастроли все-таки приедет. А вот что с Шотландским балетом — теперь загадка.

Путаница произошла и с балетом, который должны привезти на гастроли. Ведь упоминавшееся в сообщениях агентств «Лебединое озеро» (а это одна из самых известных постановок Мэтью Боурна) совсем и не предполагали показывать. С этим балетом Боурн уже был в России на Чехов-фесте еще в 2007 году. В июне предполагалось привезти другую его суперпопулярную постановку — «Шотландский перепляс». Этот спектакль, как и боурновское «Лебединое», является остроумной переделкой классики. Только в основе этой постановки лежит совсем другой балет наследия — «Сильфида».

Боурн вообще мастер переделывать популярные классические балеты, а кроме всего прочего еще и один из самых эпатажных хореографов в мире. «Я не люблю переносить произведение на сцену как оно есть. Я люблю удивлять аудиторию. Если я взял роман, написанный 120 лет назад, и вношу в него современность, это дает огромное поле для творчества, а лично мне — еще и невероятный драйв», — сказал хореограф в интервью нашей газете, когда привозил в Москву свой балет по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» в 2009-м. Влюбленный в Дориана художник Бэзил Холворд, нарисовавший у Уайльда знаменитый портрет, превратился в балете у Боурна в модного фэшн-фотографа. Роман перенесен в современный мир моды и гламура, а сам портрет стал рекламным плакатом, на котором полуголый сексапильный мачо рекламирует парфюм «Бессмертие». В «Золушке» Прокофьева, которую хореограф привозил в Москву в 2011-м, действие перенесено в Лондон военной поры, во времена немецких бомбардировок, и роль принца в этой сказке у Боурна выполняет сбитый летчик Гарри. «Спящяя красавица» у него — это сага о вампирах. А в «Шотландском переплясе», созданном по мотивам старой доброй «Сильфиды», который Боурн и задумал привезти на этот раз, у героя также на уме интрижки, секс и рок-н-рол, а действие происходит в ночных клубах Глазго и других злачных местах. Впрочем, так же как и в «Лебедином озере», где вместо хрупких лебедей принцу на озере являются полуголые брутальные атлетически сложенные красавцы в белых перьях, а балет во многом является пародией на нравы современного британского Королевского двора. Тема однополой любви — одна из основополагающих в балетах культового британского хореографа, который в последний, уже пятый по счету раз приезжал в Москву на Чехов-фест не далее как в прошлом году.

Поэтому его интервью британской The Times, которое как раз и внесло путаницу, не было случайным. Изданию Боурн заявил, что «артисты обеспокоены запретом распространять положительную информацию о гомосексуализме и публично говорить о равнозначности различных сексуальных предпочтений», и если труппа, исполняющая его балет, приедет в Москву, то для танцовщиков «остро встанет вопрос о безопасности».

Что в итоге? В Британском совете заявили, что ни одно из запланированных в рамках года культурного сотрудничества мероприятий не отменено, но, разумеется, каждый из артистов сможет сам оценивать для себя все риски поездки в Россию и волен отказаться от участия в гастролях.

Поэтому каждый из балетных артистов решение будет принимать самостоятельно. А тут уже у представителей западной культурной элиты подходы совсем разные. Например, другой культовый современный хореограф — Джон Ноймайер — в интервью нашей газете две недели назад рассказал, что также рассматривал вопрос о том, ехать или не ехать ему в Россию в сложившихся обстоятельствах. Он также выражал свою обеспокоенность и говорил, что этот закон «может породить агрессию к гомосексуалам». «Мое мнение таково, — заявил Ноймайер «МК», — если я откажусь от поездки в Россию, то что это изменит? Я понял, что мое присутствие в России важнее в том смысле, чтобы быть тем, кто я есть, и говорить о том, во что я верю. И это, конечно, никакая не пропаганда!»




Партнеры