Актеров ждет массовое переизбрание

Найден легальный механизм для освобождения трупп от «балласта»

«Боржоми» пить поздно, как поздно и кричать о «гибели репертуарного театра»: всех реально достала ситуация, при которой артиста с бессрочным договором практически невозможно уволить из храма Мельпомены (недавно все были свидетелями скандальной перепалки между худруком Олегом Меньшиковым и Татьяной Догилевой, которая 20 лет не выходила на сцену, получая в Театре им. Ермоловой зарплату). В Трудовой кодекс помимо уже существующей там переаттестации вскоре будут внесены поправки, предлагающие учредителю регулярно переизбирать творческого работника. Критерий один: востребованность.

Найден легальный механизм для освобождения трупп от «балласта»

...Сначала о новом почине Минкульта и общественных организаций (вроде СТД) мы узнали из уст зама Мединского — Андрея Бусыгина, правда, он назвал переизбрание «переквалификацией»:

— В вузах же существует один раз в пять лет конкурс на должность доцента или профессора. Почему б не ввести подобное в театре? Многие из худруков поддерживают эти начинания. А то что получается: не идут на конкретного артиста зрители — а уволить его нельзя!

Бусыгин резонно сослался на опыт прославленных танцевальных коллективов: «Понятно же, что парни и девушки там танцуют лет до 27... потому что потом просто не влезут в платье, ведь жанр подразумевает серьезную физподготовку, почти одинаковые фигуры. Никто же не возражает против творческого конкурса в вузы?». Замминистра тут же аккуратно назвал систему платного актерского образования «порочной», хотя она и позволяет «держать на плаву педагогов».

На вопрос о критериях, впрочем, Бусыгин затруднился ответить: «Конечно, возраст здесь не может быть определяющим. Как ты Фирса сыграешь в 30 лет? И, напротив, на „великих старух“ Малого театра валом шла публика, ведь талант их колоссальный!».

— А в какой форме их переквалифицировать — будет видно. Сначала изменения эти надо в Трудовой кодекс внести, а потом уж решать технические вопросы... Единственное, на мой взгляд, проводить переквалификацию надо будет раз в три года, не чаще — людям тоже нужна стабильность.

Отдельный важный аспект — это создание нормальных социальных условий, которые должны сопутствовать «карательным мерам». Бусыгин привел пример: «Вот был я в Тюмени. Там есть институт культуры, при нем — актерское отделение. Спрашиваю: зачем вам актерское отделение — существуют же признанные школы. А мне отвечают: если талантливый человек уедет учиться к вам, в Москву, сюда он больше не вернется. Поэтому учим их здесь, на месте, чтоб потом здесь и работали».

Бусыгин предложил спустить «переквалификацию» от Минкульта на профессиональные гильдии и союзы. Однако Геннадий Смирнов (зам. Калягина в СТД) несколько подправил формулировки:

— Слово «переаттестация» даже не произносите, а то возникает путаница. Все, о чем идет речь (наши поправки в кодекс), — это именно избрание на должность. В Трудовом кодексе и без того есть положение, что работодатель может расторгнуть с вами договор по причине профнепригодности, которую выявила аттестация. А у нас идет речь о востребованности актера в конкретном театре, при этом сам по себе он может быть гениальным и суперпрофессиональным артистом. В этом случае его, невостребованного, не изберут.

— Кто будет переизбрание проводить?

— В самом театре будут собираться комиссии по переизбранию, куда обязательно войдут представители учредителя — Минкульта или Департамента по культуре Москвы. Причем, подчеркиваю, все это касается исключительно артистов, заключивших с театром договор на неопределенный срок. Контрактников (а их становится все больше и больше) это никак вообще не касается.

— То есть, грубо говоря, это касается советского наследия?

— Абсолютно. Потому что новые работники приходят уже на четкий контракт. То есть эта мера позволяет разгрузить труппы.

— Когда нам все это ждать?

— В течение октября документ будет внесен в Думу, может, к Новому году они его примут в первом чтении. К марту примут полностью, допустим. Значит, вступит в силу к сентябрю, спустя 6 месяцев после официального опубликования. И в течение года абсолютно все, кто имеет бессрочный договор, должны будут пройти переизбрание.

— А вот интересно: один выходит на сцену два раза в месяц, но на него идет вся Москва, а другой — десять раз, но это проходные роли...

— Вот этот вопрос и должен решаться внутри самого театра: есть брендовые актеры, которых нужно держать за одну лишь их фамилию — ведь это слава нашего театра. И такой момент: если комиссия тебя не переизберет, худрук может предложить тебе, ну например, новый трудовой договор на год.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру