Из Донецка запретили вывозить зерно и оборудование

Мир под грохот канонады

«Тормози! Не стреляйте!!!» — кричит моя подруга, и я под визг тормозов успеваю подумать, что ее «не стреляйте» из закрытой машины все равно никто не услышит. Человек в камуфляже и с автоматом был прямо передо мной, и как потом оказалось — много таких же в кустах вдоль дороги. Я судорожно открываю окно и слышу:

— Не спеши так. Обознались мы. Езжай дальше!

— Чьи вы?

— Свои! Уезжай!

Так состоялось мое знакомство с одной из диверсионно-разведывательных групп в Донецкой области.

Мир под грохот канонады

Чьи они были? Не знаю, скорее, украинские — у старшего был покупной камуфляж с не споротым флажком Германии на плече. По идее, бойцы ДНР флаг страны НАТО должны были бы спороть. Хотя не факт. Но было это все на «ничейной» земле — между Еленовкой и Новотроицком на трассе Донецк —Мариуполь. За Еленовкой на повороте на Докучаевск последний блокпост ДНР. Когда нас там остановили, справа еще дымилась посадка от минометных взрывов — и местный боец настоятельно рекомендовал не задерживаться. Ближайший блокпост украинской армии тогда был в Волновахе. Зону боевых действий я действительно попытался проскочить побыстрее. Больше не буду. После того как мы проскочили, вокруг трассы начался бой — и дальше Новотроицкого машины пару часов не пускали. А в самом Новотроицком за эти выходные выросла новая укрепленная позиция украинской армии.

Прекращения войны в Донецкой области как-то не видно. Видно «горячие точки» — Дебальцево, Донецк, Мариуполь. Дебальцево все время пытаются окружить вооруженные формирования ЛНР. Там постоянные обстрелы города и окрестностей. С родственниками, спрятавшимися в соседнем Светлодарске, созваниваемся каждый день. В Донецке идут атаки аэропорта и горячие бои по дуге вокруг — Пески, Авдеевка… Там пока твердо стоят украинцы.

И со стороны аэропорта частенько обратно что-нибудь прилетает. В субботу в 10 утра снаряд попал в Донецкий химический казенный завод. Он в советское время производил взрывчатку для снарядов и находился вместе с Административным поселком немного на отшибе. Получилось совсем рядом с аэропортом. Видимо, какое-то производство на заводе возобновили. Потому что когда в завод попали снаряды, прогремел такой страшный взрыв, что сигнализация на машинах срабатывала даже в Селидове, в тридцати километрах от Донецка.

В городе случилась краткосрочная паника. Люди знают, что где-то рядом с Админпоселком хранилище радиоактивных отходов. Городской совет Донецка даже выпустил специальное заявление о нормальном радиационном фоне в городе.

Донецк опомнился довольно быстро. В город возвращаются люди. Приехали уже около пятидесяти тысяч человек. Многие с детьми, стариками. Они поверили в прекращение войны и изо всех сил стараются ее не замечать. Что довольно трудно — канонада постоянная. Причем с последствиями. В понедельник не было воды в Ленинском, Куйбышевском и части Киевского районах города. Снаряд повредил водовод, и на ремонт в лучшем случае уйдет пара суток. Но водная блокада не полная — с 19.00 до 21.00 холодная вода будет все же подаваться.

Руководство ДНР пока не совсем понимает, что нужно делать в этой ситуации полумира-полувойны. Пока идут запреты — запрещено вывозить зерно в элеваторы на территории, контролируемые украинской армией, запрещено вывозить любое оборудование, запрещено вывозить оргтехнику. Каждая грузовая машина для выезда из Донецка должна получить пропуск. Негласные запреты и на той стороне. В последние недели в Донецк не пропускают цистерны с бензином. Газ, дизельное топливо и бензин в городе в дефиците. Информацию об открывающихся заправках передают друг другу как стратегически важную.

В ДНР пропуска на выезд чаще всего выдают без всякой коррупции — за взнос на существование республики. Чаще всего это проплата за бензин или дизель на счет какой-нибудь компании. Сколько платить, определяет, строго глядя на посетителя и потолок, один из замов министра обороны.

В Доме правительства в очереди за пропусками увидел знакомые лица. Виктор Валерьевич Кузнецов — человек уникальный. С четкой выправкой, 61 года от роду, инвалид войны. Той еще войны — 1973 года в Египте. Он там со своей батареей реактивных систем залпового огня оказался. Там и контузию тяжелую получил. Сейчас зато со знанием дела рассуждает:

— Я ж вижу, кто и откуда стреляет. Терриконы шахты 8-бис знаешь? Вот оттуда бьют по аэропорту. И оттуда на вокзал прилетало. Кто там стреляет? Не специалисты! Ни привязаться по местности, ни просчитать залп! Да и как им это сделать — техника старая. Любой изъян направляющей приводит к тому, что ракета идет не туда, куда ее послали, а по самой причудливой траектории. Плюс и ракеты-то хранились не один десяток лет. Правда, сейчас за месяцы хоть какого-то опыта поднабрались. Меньше мажут. Звали меня, но за что я пойду воевать? И зачем? Я даже орденов не надеваю никогда. Внуки - мои ордена! С марта в бесплатном отпуске был. Просил, чтоб уволили, а руководители уговорили на отпуск. А теперь Украина третий месяц пенсию военную не платит, казначейство здесь же закрыли. Вот и согласился ребятам помочь. Надо запчасти к котельным в Красноармейск вывезти. Кроме меня, кто пропуск получит и машину довезет? Я ж всех знаю и ничего в этой жизни уже не боюсь…

Типичный донецкий дед. Не знаю, получил ли он пропуск, любые железки из ДНР вывозить запрещают, но своего он добьется. В кулуарах Дома правительства говорят, что в ближайшие дни что-то кардинально поменяется. По-другому будут выдавать пропуска и вообще перестанут кошмарить бизнес, чтоб он не разбежался окончательно. Может, кто-то и правда задумался над строительством невоенной экономики.

В Донецке пока можно покупать хлеб, но вот кофе выпить практически негде.

Будет ли продвигаться дальше режим прекращения огня, сказать трудно. В том же Мариуполе ночью опять что-то взрывалось на окраинах. ДРГ обстреляли пару блокпостов. Погиб солдат Национальной гвардии и подросток 15 лет. СБУ совместно с разведкой батальона «Азов» одну из групп окружили и взяли. Это были отнюдь не «зеленые человечки из России» — 7 человек, бойцы донецкого батальона «Восток». До мира на Донбассе еще идти и идти…

Дмитрий Дурнев, «МК-Донецк»

Сюжет:

Украинский кризис

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26631 от 23 сентября 2014

Заголовок в газете: Мир под грохот канонады

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру