Авиасанкции Киева ударят по сотням тысяч украинцев

Белое пятно на флайт-радаре

28 сентября Киев официально уведомил все российские авиакомпании, попавшие под украинские санкции, что запрет полетов на Украину, а также пролета через воздушное пространство этой страны начинает действовать с 25 октября. Большого ажиотажа в российских авиационных кругах это решение Киева не вызвало, так как было ожидаемо. Эксперты скорее с иронией отнеслись к новым украинским «санкциям». А премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главе Минтранса Максиму Соколову рассмотреть вопрос об ответных санкциях против авиакомпаний Украины.

Белое пятно на флайт-радаре

Напомню, санкции принял СНБО Украины. Для их обоснования в пресс-службе Правительство РФ нашли прямо-таки железные доводы, объяснив их так: «Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах». Там же сообщили, что отныне Киев запрещает и транзитные полеты российских авиаперевозчиков через территорию Украина последние новости, «если они содержат товары военного назначения, двойного назначения или российскую военную живую силу».

Рассказать о том, какими потерями авиасанкции Киева грозят России, «МК» попросил авиаэксперта Комитета РФ по транспорту, главного редактора интернет-портала «Avia.ru» Романа Гусарова:

— От облета территории Украины наши перевозчики потеряют немного. Никаких рейсов отменено не будет. Лишь на единичных маршрутах произойдет некоторое подорожание билетов. Оно коснется 4–5 стран: Болгарии, Молдавии, Черногории, возможно, Румыния... Из этого списка самая критичная — Болгария, так как она находится прямо за Украиной, которую теперь надо облетать. Облет составит минут 30–40. Это прилично, если учесть, что сейчас время в пути составляет пару часов. Соответственно, цена билета с учетом топливной составляющей, времени полета, работы пилотов тоже увеличится процентов на 10.

Всех остальных направлений — Турция, Египта, Кипра, — куда мы больше всего летаем, украинские авиасанкции не коснутся, так как большинство этих маршрутов давно проходит мимо Украины. Что касается Центральной и Северной Европы, то эти маршруты и раньше шли через Белоруссия и Прибалтику.

Куда большими будут потери для тех перевозчиков, которые летали в саму Украину. До последнего времени пять наших авиакомпаний выполняли туда 10 рейсов ежедневно. Если брать средний размер самолета — 150 пассажиров, то получается, что ежедневно они перевозили 1000–1500 человек, в неделю — до 10 000 тысяч, в год — это уже сотни тысяч. Так что тут можно прогнозировать существенные потери.

Но, с другой стороны, в целом доля полетов на Украину в бизнесе российских авиакомпаний была совсем невелика, а потому потеря украинского авиарынка к большим убыткам у нас не приведет. Это будет неприятно, но не смертельно.

Более того, здесь есть и другой аспект. К примеру, тот же «Аэрофлот» уже замучился выяснять отношения с киевским аэропортом «Борисполь». В последнее время там постоянно портят их самолеты: царапают, пишут на бортах оскорбительные фразы... Чтобы восстановить внешний вид лайнеров, требуются немалые деньги. Кроме того, многочисленные силовые службы в аэропорту всячески издеваются над российскими пилотами и обслуживающим персоналом. Все это длится уже больше года, а поэтому я думаю, что нынешний запрет полетов в Киев станет для «Аэрофлота» в какой-то мере даже некоторым облегчением.

Куда большие потери от объявленных запретов понесет сама Украина. Тот же «Борисполь» треть прибыли получает от обслуживания российских самолетов. Да и в целом для Украины обслуживание наших авиакомпаний — это 30% рынка авиаперевозок. И большая часть этих денег капала с неба фактически ни за что — только за пролет над территорией их страны. Теперь Киев от дармовых средств сам отказывается — рубит сук, на котором сидит.

Россияне все это переживут — немногие сейчас рвутся на Украину. Транзитные рейсы потихоньку сдуваются, так как люди боятся летать через эту страну. Больше всего пострадают граждане Украины, в первую очередь те, что у нас работают, а это — миллионы. Вот их-то в основном и лишают возможности летать в Россия, так как любое решение с пересадкой в Минске или Вильнюсе ведет к существенному удорожанию авиабилетов. Только те, чье место работы находится где-то далеко, не в европейской части России, будут готовы лететь с одной-двумя пересадками. Остальным придется пользоваться альтернативными видами транспорта. И это, кстати, может стать толчком к развитию наших региональных аэропортов — таких, как Брянск, Белгород и другие, что находятся поблизости к границам Украины. Возможно, уже сейчас есть смысл увеличить оттуда количество ежедневных рейсов в Москва, чтобы люди с Украины пересекали границу на машине или поезде, а там уже садились в самолет и летели дальше по России куда нужно.

Теперь что касается российских ответных мер на авиасанкции Киева. Такие зеркальные санкции непременно будут. Как известно, у нас есть межправсоглашения со всеми европейскими странами о полетах в воздушном пространстве стран на паритетных началах. Такие правила установлены для того, чтобы была возможность зарабатывать и своим, и чужим авиакомпаниям. Почему для Украины должен создаваться какой-то льготный режим, когда остается возможность летать только их авиакомпании? Ясно, что такого не будет.

Правда, от наших аналогичных мер украинские перевозчики потеряют меньше денег, чем мы, так как их авиакомпании реже летали в Россию, хотя этот рынок для них тоже всегда был важен.

Кстати, поведение украинских авиавластей вызывает много вопросов и у европейцев: их авиакомпании сегодня тоже несут из-за Украины большие потери, так как вынуждены облетать ее территорию уже на многих направлениях. Так, воздушное пространство над Крым Украиной официально закрыто, восток страны из-за ведения там боевых действий — тоже. В результате большая часть территории Украины с юга и востока недоступна для полетов. Европейцы стараются пролетать либо слегка касаясь ее воздушного пространства на севере, либо обходят его с юга через Турцию, что тоже приводит к удлинению маршрутов, а значит, к их удорожанию.

Если сейчас посмотреть на флайт-радар, то можно увидеть, что Украина выглядит как большое белое пятно в Европе. Видны лишь редкие самолеты, что летят в Киев, Одесса, Днепропетровск... Все те огромные авиапотоки, которые ранее текли через Украину, теперь иссякли.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26924 от 29 сентября 2015

Заголовок в газете: Украина: белое пятно на флайт-радаре

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру