В Минтрансе объяснили историю с блокировкой российских фур на Украине

Как защита интересов дальнобойщиков из России обернулась блокадой

Конфликт между Москвой и Киевом из-за заблокированных на Украине российских дальнобойщиков, набирает обороты. Власти России и Украины обменялись временными запретами на транзит большегрузов. А в это время несколько сотен фур не могут ни доставить груз по назначению, ни вернуться домой.

Как защита интересов дальнобойщиков из России обернулась блокадой

Москва обратила внимание украинских властей на проблему с транзитом в конце прошлой недели: как только в СМИ появились первые сообщения о том, что боевики «Правого сектора» (запрещен в России - “МК»), стали блокировать продвижение по Украине российских дальнобойщиков. Но Киев притворился глухонемым, и потому в воскресенье Россия была вынуждена временно остановить транзит украинских большегрузов по своей территории. Одним разом на стоянке оказались 152 украинских грузовика.

Недолго думая, утром 15 февраля премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что своими действиями Россия нарушила правило ВТО, поэтому Киев теперь вполне официально, а не силами «правосеков», приостанавливает транзит российских грузовиков по своей территории. Вероятно, украинские власти попытаются воспользоваться патовой ситуацией, чтобы переложить на Москву ответственность за остановку российского транзита и тем самым избежать гнева своих европейских партнеров.

В так называемой «медвежьей блокаде» уже приняли участие Закарпатская, Волынская, Львовская, Ривненская, Ивано-Франковская, Черновицкая, Винницкая, Днепропетровская, Житомирская и Сумская области.

От действий активистов, по разным оценкам, уже пострадало около 600 российских большегрузов, которые либо задержаны на Украине, либо не могут въехать в нее с территории Евросоюза, чтобы вернуться домой.

Если бы украинские пограничники не одобряли самоуправство сброда, собравшегося под неонацистскими флагами, скорее всего, никакой проблемы вообще не возникло. Но теперь они именуют себе «волонтерами» и требуют от правительства страны прислушаться к «голосу гражданского общества». Окрыленные своим успехом, они даже красят колеса российских фур в цвета украинского флага.

Судя по всему, активисты берут пример с организаторов блокады Крыма. Не случайно один из самопровозглашенных лидеров крымскотатарского народа Рефат Чубаров сообщил об абсолютной поддержке их действий. «Россия должна быть полностью изолирована от цивилизованного мира до того времени, пока последний российский солдат не покинет территорию независимой Украины», - заявляет политик. При этом он считает необходимым найти такие же буйные головы в Прибалтике и Белоруссии, чтобы там тоже мешали работать российским дальнобойщикам.

Еще около 800 фур скопились на границе между Белоруссией и Литвой — узнав о событиях на Украине, дальнобойщики надеются воспользоваться морской переправой в Клайпеде, чтобы попасть в Европу. Время ожидания на пересечение белоруска-литовской границы сейчас составляет 48 часов.

Из предыстории вопроса: «украинская ловушка» образовалась на фоне пока не разрешенных транзитных проблем с Польшей. Как известно, с 1 февраля международные автоперевозки грузов между нашими странами приостановлены из-за недоговоренности сторон относительно квот на выдачу разрешений на 2016 год. Начальник пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов рассказал, в чем суть возникших проблем.

«Есть российско-польское соглашение об автомобильном сообщении, – говорит представитель министерства. – Согласно ему, стороны каждый год утверждают не только количество разрешений на прямые перевозки между нашими странами, но и квоты на осуществление перевозок в третьи страны (транзит). В 2016 году при обсуждении транзитного вопроса польская сторона потребовала трехкратного увеличения квот с тем, чтобы польские перевозчики в гораздо большем объеме доставляли российские грузы из Европы в Россию. Мы категорически против. Ведь тем самым будет ущемлен интерес отечественных дальнобойщиков».

По данным Минтранса, доля автомобильных перевозок в общем объеме грузооборота, включая морской и ж/д транспорт, но без учета нефтяных и газовых труб, между Россией и ЕС составляет около 50%. При этом заместитель гендиректора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Петр Павлюк заявил «МК», что на сегодняшний день точной статистики на этот счет нет. «Однако в денежном выражении дальнобойщики перевозят более четверти нашего экспорта-импорта», заметил эксперт.

В любом случае эти цифры наглядно демонстрируют важность международных автоперевозок для экономики России, поскольку блокирование проезда российских фур в Западную Европу и обратно через территорию Польши или Украины, оставляет не так много альтернативных маршрутов. Все они, будь то через Прибалтику или Финляндию, связаны с паромами, что несомненно приведет к удорожанию и увеличению сроков перевозок.

Очередной раунд российско-польской смешанной комиссии по вопросам сотрудничества в области международных автомобильных перевозок должен состоятся в Москве в период с 9 до 24 февраля. Однако поляки пока не ответили своим согласием.

О нынешней ситуации с грузоперевозками, «МК» рассказал эксперт Ирина Рогова, аналитик ГК Forex Club:

- Стоит отметить, что за первые 9 месяцев в 2015 года из стран ЕС автомобильным транспортом было перевезено на 34,2% меньше грузов, чем за тот же период 2014 года. Во многом это обусловлено эмбарго на ряд европейских товаров, введенное в ответ на санкции Запада. А вот из России в ЕС, напротив, объем перевозок увеличился, поскольку на фоне девальвации рубля, многие товары стали более привлекательны. Конечно, запрет на движение российских грузовых автомобилей по территории Украины и Польши создает проблемы грузоперевозчикам. В 2015 году объем внешнеэкономических операций и так снизился. Кроме того, компаниям придется искать «объездные» пути, что приведет к увеличению времени доставки грузов и повышению их стоимости и косвенно, это, конечно, может сказаться на инфляции. Но вряд ли за счет этого фактора она повысится более чем на 0,2- 0,5%.

О том, как нынешняя ситуация скажется на имидже Украины, «МК» рассказал глава фонда «Украинская политика» Константин БОНДАРЕНКО,

- Поведение правительства Украины в истории с транзитом российских фур — крупнейшая ошибка в современной истории страны. Нельзя было пускать эту ситуацию на самотек и тем более идти на поводу у каких-то активистов. Никто не отменял договорные обязательства между Россией и Украиной в рамках ВТО и так далее. Только государство может решать - пропускать фуры или нет. А теперь весь мир знает, что в Украине этим могут заниматься волонтеры. Сегодня они останавливают фуры, а завтра будут распоряжаться АЭС или газопроводом. Из-за этого доверие к Киеву со стороны всего остального мира катастрофически падает.

Читайте материал по теме «Медведев поручил ответить «сумасшедшим и бандитам» Украины на блокировку фур»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27034 от 16 февраля 2016

Заголовок в газете: В Европу хода нет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру