Между тем еще на прошлой неделе на Украине обсуждали скандал с отъездом из страны генерального конструктора госконцерна Дмитрия Кивы. Он перебьрался из Киева в Баку, где собирается приступить к созданию азербайджанской авиационной промышленности. Перспективы же украинского авиапрома, по его словам, плачевны. Если с 2009 по 2013 концерн выпустил 20 самолетов, то после «революции гидности» выпускает от силы 1-2 самолета в год. По словам Кивы, «сейчас, если бы даже мы очень хотели произвести самолет (у нас есть ряд недостроенных машин, которые стоят в цехах) нам нужно заменить все российские комплектующие на комплектующие других производителей, не будем говорить, что это обязательно западные, это могут быть и украинские». В 2015-м предприятие выпустило два самолета, истратив последние имеющиеся российские комплектующие. Но поскольку Верховная Рада в порыве патриотических чувств запретила закупать у России новые детали, теперь Украине предстоит либо наладить собственное производство комплектующих, либо искать замену на Западе. И на то, и на другое нужны деньги, которых у предприятия нет. Концерн уже запросил у правительства 703 млн. долларов на модернизацию. Но совсем не факт, что он их получит. В 2016-м концерн не выпустил ни одного самолета.
Так в состоянии ли «Антонов» построить борт№1 для президента США? На этот вопрос «МК» ответил глава Центра системного анализа и прогнозирования, политолог Ростислав Ищенко.
- Теоретически «Антонов» самолет сделать может — есть чертежи, и уж по 1-му то самолету в год концерн в последнее время выпускал. Но для того, чтобы авиастроительное предприятие было рентабельным, должны быть крупные заказы. Поэтому это лишь способ привлечь к себе внимание: выйти на мировые СМИ с таким эпатажным заявлением, чтобы вспомнили, что вообще есть еще такое производство. Может кто-нибудь что-нибудь закажет. Но даже если они сделают что-нибудь для Трампа или для Си Цзиньпиня, им это не поможет. «Антонову» надо выпускать самолеты десятками и сотнями, как это было раньше. Тогда это будет работоспособное предприятие. А выпуская по одному самолету в год они лишь в долги залазят.
- Сейчас концерн запросил у правительства 703 млн долларов на развитие производства. Спасут ли его эти деньги?
- Давайте представим ситуацию. Какое-то предприятие хронически убыточно же в течении ряда лет и уже закрывается. И вот оно пишет письмо: дайте нам десять-двадцать миллионов долларов и мы тогда сможем еще год-два проработать. И возникает вопрос: а зачем им работать еще два года в убыток? Ведь они не смогут ни заработать, ни деньги вернуть. Просто зарплату будут сотрудникам платить. То же самое с КБ «Антонов» - дайте нам немножко денег, мы еще немножко протянем. Ведь для того, чтобы даже обращаться за кредитами, надо иметь определенный портфель заказов. А если у тебя нет заказов, какой смысл тебе деньги давать?
- Ну вот может Трамп отреагирует и будет заказ...
- Не продолжайте. Конечно, нет.
Читайте: "В соцсетях высмеяли предложение «Антонова» Трампу пересесть на их самолет"