Сергей Собянин: уход на опережение

Власть хочет обыграть оппозицию на ее поле

Обычно слово «отставка» ассоциируется с концом политической карьеры. Но в случае с «отставкой» мэра Москвы Сергея Собянина, все наоборот. Собянин «уходит», чтобы из назначенного президентом наместника столицы превратиться во всенародно избранного главу города. Собянин «уходит», чтобы подтвердить свои полномочия в момент максимального ослабления оппозиции за последние годы. Однако оппозиции, с моей точки зрения, не стоит жаловаться, что ей не оставили «времени на разбег». По-настоящему важным является другое: впервые за десятилетие у москвичей появится право голоса в вопросе о личности столичного градоначальника.

Власть хочет обыграть оппозицию на ее поле
Сергей Собянин

«Зажравшаяся и непокорная» Москва на фоне «бедных, но верных власти» регионов — именно так в последнее время федеральный центр изображал ситуацию в стране. Массовые демонстрации 2011—2012 годов стали неприятным шоком для Кремля. Естественно, речь никогда не шла о том, что власть потеряет контроль над ситуацией в столице. Но битву за «сердца и умы» москвичей Путин и его команда в значительной мере проиграла. В частных разговорах политики из окружения президента говорили об этом открытым текстом.

Частично этот проигрыш, как уже было сказано выше, компенсировался благодаря древнему как мир принципу «разделяй и властвуй». Федеральный центр с блеском использовал традиционно популярные в стране антимосковские настроения. В немалой степени именно благодаря этому обстоятельству «дух Болотной» был локализован, отрезан от потенциальных союзников и ныне умирает не очень почетной смертью.

Но в чертогах федеральной власти, разумеется, не намерены останавливаться на достигнутом. Есть еще один древний как мир принцип: «кто владеет столицей, тот владеет и страной». Идеологическая схватка с оппозицией на «ее территории» — в Москве — была абсолютно неизбежной. Заявление мэра Собянина — я ухожу, чтобы подтвердить свой мандат, — должно стать первым залпом в этой войне.

И надо отдать кремлевским стратегам должное: чтобы в идейном плане отвоевать у оппозиции столицу, они действительно придумали изящную комбинацию. Лето — особый период в политическом плане. Основная группа поддержки оппозиции — «креативный класс» — склонен в этот период несколько подзабывать о «борьбе с режимом». Есть более животрепещущий вопрос: на какой курорт поехать!?

Оппозиционные лидеры много будут говорить и о другом обстоятельстве: мол, если бы выборы мэра столицы прошли в соответствии с графиком, мы бы успели к ним подготовиться. А так нам все придется делать в режиме аврала! Очередной обман получается, господа из Кремля!

Логично? Логично. Но это тот редкий случай, когда я не готов принимать жалобы оппозиции на тему «власть использует против нас запрещенные приемы» за чистую монету. Когда власть сокрушает своих оппонентов дубинками — это одно. А когда она обводит их вокруг пальца — совсем другое.

В данном случае, с моей точки зрения, речь идет именно о втором варианте. И пока этот вариант — несмотря на все свое хитроумие — полностью укладывается в рамки того, что на Западе считается приемлемым приемом политической борьбы. Возьмем, например, Англию. До формирования нынешнего коалиционного правительства Дэвида Кэмерона в 2010 году британский премьер обладал правом распускать парламент и проводить в стране досрочные парламентские выборы в любой удобный для себя момент.

Очень часто именно от использования или неиспользования этого права и зависела судьба власти в Британии. Получив летом 2007 года пост премьера в наследство от Тони Блэра, Гордон Браун решил было провести выборы уже в ближайшую осень. Но в последний момент у находившегося тогда на пике популярность нового премьера сдали нервы. Он отказался от досрочных выборов. С этого момента начался стремительный закат карьеры Брауна. К «плановым» выборам 2010 года он подошел в роли заведомого аутсайдера.

Разумеется, все эти душевные терзания Брауна к российской политике имеют лишь очень опосредованное отношение. В современной России кандидат Кремля на пост мэра Москвы не может проиграть ни на досрочных, ни на плановых выборах. Если называть вещи своими именами, то борьба идет за другое: насколько убедительной будет победа Собянина?

И в этом плане борьба для власти будет очень и очень тяжелой. Ведь здесь не идет речь о победе над объективно более слабым оппонентом. Чтобы одержать победу, признанную обществом, власти сначала придется победить саму себя — или как минимум свои некоторые застарелые привычки.

Не будем тешить себя и других иллюзиями. На предстоящих выборах не обойдется без пресловутого «административного ресурса». Но за этим расплывчатым понятием могут скрываться самые разные вещи. «Мягкая» форма административного ресурса не является неизбежным спутником выборов, разве что в самых продвинутых странах. «Жесткая» форма административного ресурса — это вежливый синоним выборных манипуляций и подтасовок.

Одна из главных проблем российского общества — всеобщее неверие в честность нашей избирательной системы. Выборы мэра Москвы 2013 года — шанс для власти показать, что она умеет выигрывать честно. Кандидат Собянин должен не задавить своих оппонентов, а переиграть их, доказать, что он объективно самый лучший. И в этом плане интересы всех, включая власть, требуют одного: соперниками Собянина должны быть максимально сильные и популярные политики.

Если нарисованная мной «картина маслом» вдруг станет реальностью, то население постепенно начнет свыкаться с мыслью: выборы — это действительно выборы, а не их имитация. И тогда чем черт не шутит? Лет эдак через «надцать» у нас действительно все может быть так, как на Западе.

Смотрите видео: "Собянин: как начался разговор об отставке"

Собянин: как начался разговор об отставке

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Отставка Собянина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру