Российские ученые открыли новые виды динозавров

А иностранные ученые попытались присвоить открытие себе, но все перепутали

Об открытии новых видов динозавров юрского периода сообщили на днях ученые Палеонтологического института РАН и НИИ морфологии человека РАН. Знакомьтесь, в списках древних ящеров появились кулиндаптерикс (Kulindapteryx ukureica) и даурозавр (Daurosaurusolovus).

А иностранные ученые попытались присвоить открытие себе, но все перепутали
Реконструкция внешнего вида даурозавра, одного из птицетазовых динозавров, обитавших в Забайкалье 150 млн лет назад

История эта началась осенью 2010 года, когда забайкальские геологи наткнулись в районе урочища Кулинда в Чернышевском районе Забайкальского края на новое местонахождение динозавров, обитавших в конце юрского периода, то есть примерно 150 миллионов лет назад. Надо сказать, что это первая находка позвоночных такого возраста в России, а потому уже только этим она представляет научный интерес. В 2011 году местонахождение обследовали столичные палеонтологи и пришли к выводу, что находки тянут на сенсацию - открытие новых видов динозавров, никогда ранее не описывавшихся учеными. Правда, для этого пришлось потрудиться, поскольку сохранность материала оставляла желать лучшего. В коллекции оказались остатки хищника из группы теропод (звероногие) и растительноядные формы из группы птицетазовых динозавров. Последние представлены двумя видами. Находки оказались также примечательны тем, что на плитках породы вместе с костями, удаётся разглядеть отпечатки кожных покровов.

Отпечатки покровов птицетазового динозавра из Кулинды

Нечто подобное последние 25 лет находят в Китае. Там ученые обнаружили представителей теропод из первой половины мелового периода с отпечатками перьев и неких нитевидных структур, называемых протоперьями. Китайские открытия стали важной составной частью представления о происхождении птиц от теропод. Находки из Кулинды древнее, и покровы оказалась более архаичными. Палеонтолог Владимир Алифанов и биолог Сергей Савельев обнаружили структуры, которые можно считать самой древней стадией эволюции перьев. «Возможно, то, что мы обнаружили, было первым эволюционным шагом на пути формирования перьев, - комментирует Владимир Алифанов.- Дело в том, что форма чешуй очень необычна. Она имеет вид пластинки, из которой торчат от 1 до 8 щетинок. Однощетинковые чешуи очень похожи на протоперья теропод».

Пока Алифанов с Савельевым готовили научную статью о своем открытии, с описанием двух видов динозавров из Кулинды, их буквально «подрезала» группа палеонтологов, возглавляемая Паскалем Годефруа из Королевского института естественных наук в Брюсселе. Приглашенные сотрудниками читинского Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, Годефруа и его соратники провели новые раскопки и спешно изучив новые остатки найденных динозавров (даже используя фотографии более ранних находок), сделали вывод о том, что в Кулинде обитал лишь один вид динозавров. В опубликованной ими статье в «Science” они называли его кулиндадромом (Kulindadromeus zabaicalicus).

В лагере палеонтологов. Образцы перед упаковкой

- Статья в «Science”, которая вышла почти в одно время с нашей, напечатанной в «Палеонтологическом журнале», - поспешная и не очень продуманная работа, - говорит Алифанов. - Видимо, зная, что мы готовим свою публикацию, наши иностранные коллеги и их российские осведомители решили перехватить пальму первенства, не особо беспокоясь за глубину осмысления полученных ими сведений.

На мой вопрос, можно ли как то опротестовать сомнительную статью, наши эксперты ответили, что это почти невозможно.

Сложившаяся ситуация неприятна для всех. Но она носит больше морально-этический, нежели юридический характер. Кто и в чём виноват, говорить не очень хочется, а рассудит всё, как говорится, история. А вернее сказать, новые находки, оценки и, главное, новые результаты, которые, можно надеяться, скоро будут опубликованы, - сказал Владимир Алифанов.