Специалисты прокомментировали возможность столкновения "Прогресса" с МКС

Причины неудачи в космосе до сих пор неизвестны

28 апреля 2015 в 17:45, просмотров: 48882

Периодичность ЧП с космическим грузовиком «Прогресс» настораживает. После того, как мы потеряли в 2011-м «Прогресс- М12М», с большим трудом пристыковали к МКС в 2013-м «Прогресс-М19М», сейчас на орбите вновь зафиксированы неполадки, на этот раз - с "Прогрессом-М27М". Это особый корабль, который в честь 70-летия Дня победы везет на МКС копию Знамени, установленного в 1945-м над Рейхстагом. После его старта 28 апреля в 10.09 по московскому времени и отделения третьей ступени ракеты-носителя (РН) «Союз-2.1.а» с кораблем вдруг пропала телеметрическая связь. Вплоть до подписания номера «МК» она так и не появилась, и специалисты гадали на кофейной гуще, потеряют они «Прогресс» или нет. В возможных причинах потери связи разбиралась корреспондент «МК».

Специалисты прокомментировали возможность столкновения
Фото: Федеральное космическое агентство

По данным, переданным в Центре управления полетами, корабль немного промахнулся мимо расчетной орбиты — вместо 238 км попал на высоту в 278 км. Кроме того от «Прогресса» не поступило сигнала о раскрытии антенн, что обычно приходит почти сразу после отделения аппарата от третьей ступени ракеты. Корабль не передавал данных о себе, однако о его перемещениях информация была, поскольку он сразу был переведен на режим ручного управления.

Из-за всех этих неприятностей ЦУП принял решение проводить стыковку грузовика не по короткой шестичасовой схеме, а по двухсуточной, надеясь за это время все-таки наладить «правильную» обратную связь.

Попытки связаться с грузовым кораблем совершались каждый раз, когда он в ходе очередного витка вокруг Земли (он происходит за 90 минут) входил в зону видимости наземных средств слежения, но все они были тщетны, - корабль не отвечал на запросы. Наблюдало за нашим кораблем и Командование воздушно-космической обороны Северной Америки NORAD. По их данным, примерно к 15 часам наш грузовой корабль находился уже не на той орбите, на которую попал после выведения. Его апогей отмечался на отметке 306 км, а перигей на 123 км. Это сразу вызвало массу панических домыслов о том, что корабль уже практически «чиркает» по плотным слоям, от этого сильно тормозит и вот-вот выйдет на нерабочую орбиту. Однако источник «МК» в ЦУПе опроверг эту версию: «Пока орбита «Прогресса» вытянута, остается надежда на то, что специалистам все-таки удастся выправить ее. Гораздо сложнее было бы, если бы орбита уже была круговой и низкой».

Так или иначе, после 17 .00 корабль вообще пропал из поля зрения наших средств наблюдения до утра среды. По словам специалистов, отсутствие телеметрии ведет к тому, что корабль становится неуправляемым. На какой высоте летит, в правильном ли направлении — можно определять только по косвенным признакам при помощи наземных измерительных станций, сложных тригонометрических вычислений.

- Он сумеет в таком «слепом» режиме долететь и состыковаться с МКС?- спрашиваю я специалиста космической отрасли.

- Подводить его к станции будет очень сложно, поскольку нет обратного ответа. Если он попадет в зону видимости МКС, то космонавтам придется производить стыковку с ним в ручном режиме, как это собирались делать в 2013-м году, когда у «Прогресса» не раскрылась одна из антенн системы сближения «Курс» (производитель — НИИ точных приборов).

 Смотрите видео по теме "Видео с частично потерявшим связь с Землёй «Прогресса М-27М»"

Видео с космического грузовика «Прогресс М-27М», после того, как корабль частично утратил связь с Землёй. Видео: youtube.com/SpaceVids.tv

 

-А столкнуться «слепой» корабль» с МКС не может?

Это исключено. На МКС и у россиян, и у американцев есть системы предупреждения, которые препятствуют столкновению.

- Можно ли было с Земли вывести из строя телеметрию, к примеру, с целью вредительства?

-Если только делать это перед самим запуском, когда и ракета, и корабль находятся на Земле. Но это исключено, поскольку система перед стартом проходит тщательную проверку и испытания всех приборов и на предприятии, и на космодроме. Телеметрия теоретически может не работать из-за неправильной высоты корабля, но пока сейчас это только домыслы. Кстати, по нашим данным, расхождения нынешней высоты с расчетной не такое уж и большое, как говорят американцы. У них может быть вообще другая модель гравитационного поля Земли, тут все надо перепроверять.

Что же могло повлиять на перелет грузовика выше положенной орбиты? По одной из версий, промах мог стать результатом нештатной работы двигателя. Однако производитель двигателя ракеты «Союз» из самарского ОАО «Кузнецов» отрапортовали, что их 107А/РД-108А отработал без замечаний. На последнем же совещании в ЦУПе пока приняли решение посылать команды кораблю вслепую и следить при помощи наземных средств, как он их выполняет.

Малозначительный, но выразительный факт: в один день с нашим «Союзом-2.1.а» в космос отправилась американская ракета Falcon-9, которая успешно вывела на орбиту первый туркменский спутник.

ЧТО ВЕЗ «ПРОГРЕСС»

На космическую станцию "Прогресс" везет более 2,5 тонны полезных грузов различного назначения: топливо, кислород, продукты, аппаратуру для научных экспериментов, посылки для космонавтов и астронавтов. Кроме того, на борту грузовика на орбиту летит знамя Победы. Примерная стоимость грузового корабля «Прогресс» с грузом составляет 200 миллионов долларов. Масса с грузом около 9 тонн.

КУДА МОЖЕТ УПАСТЬ «ПРОГРЕСС»

Чаще всего сошедшие с орбиты космические аппараты и корабли сгорают в плотных слоях атмосферы на высоте 100 км. Земной поверхности (скорей всего вод Тихого океана) могут достигать около 20-30 фрагментов космического аппарата общей массой не более 200 кг.

Читайте материал: Неуправляемому кораблю "Прогресс" грозит падение на Землю



Партнеры