Нашей планете грозит бурей корональная дыра размером в 50 Земель

Ученые объяснили, чем вызвано беспокойство на Солнце

Гигантская корональная дыра, занимающая примерно 1/6 Солнца, зародилась на нашем светиле. Сейчас она находится на противоположной от нас стороне звезды, но к 3-4 ноября исследователи солнечной активности ждут ее появления на видимой стороне и выброса большого потока солнечного ветра по направлению к Земле.

Ученые объяснили, чем вызвано беспокойство на Солнце
Дыра 10 октября

Корональные дыры — это области солнечной короны с более холодной плазмой. Они появляются в те периоды, когда солнечная активность идет на спад. Дыры формируются из-за того, что линии магнитного поля Солнца размыкаются, плазму ничто не удерживает, и она устремляется в космическое пространство. Корональные дыры появляются на Солнце каждые 27 суток и в зависимости от размера и положения на диске светила оказывают воздействие на ионосферу и магнитное поле Земли.

Как сообщили «МК» в Институте земного магнетизма и распространения радиоволн РАН (ИЗМИРАН), обычно корональные дыры появляются в полярных районах Солнца, однако бывают периоды, когда полярные дыры сливаются с экваториальными. На фото, сделанных солнечной обсерваторией, они выглядят устрашающе, в виде черного пятна, заполонившего едва не пол-Солнца.

Та корональная дыра, что повернется к нам 3-4 ноября, относится как раз к таким объединенным большим дырам, способным вызвать на земле магнитную бурю от слабой до средней мощности. Дело в том, что корональные дыры слабее солнечных вспышек, плазма от которых движется к Земле со скоростью 2 тысячи километров в секунду. Скорость солнечного ветра от корональной дыры составляет 600-800 км/с. Но в связи с огромной площадью покрытия солнечного диска, специалисты все равно обещают 3-4 ноября магнитные бури и полярные сияния в северных районах страны.

Дыра 14 октября
Дыра 15 октября
Дыра 17 октября

Между тем, другая корональная дыра, занимающая примерно 10-20 процентов солнечного диска и сопоставимая по ширине с 50-ю Землями «смотрит» на нашу планету уже с 10 октября. Американское аэрокосмическое агентство NASA опубликовало на днях ее фотографии, на которых размер ее увеличивается с каждым днем. Фотографии сделаны «Обсерваторией солнечной динамики» (космическим аппаратом NASA SDO). Магнитная буря, вызванная появлением этой дыры, достигнет Земли 22-23 октября.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26945 от 23 октября 2015