Генетики: Фрагменты древних вирусов защищают человека от современных инфекций

Они участвуют в формировании иммунной системы

8 марта 2016 в 18:28, просмотров: 11018

ДНК вирусов, заразивших наших далёких предков 50 миллионов лет назад, сегодня помогает человеку противостоять болезням. К такому выводу пришли специалисты из Университета Юты, опубликовавшие своё исследование в журнале Science.

Генетики: Фрагменты древних вирусов защищают человека от современных инфекций
фото: ru.wikipedia.org

Исследователи утверждают, что около восьми процентов ДНК современного человека представляют собой встроенные фрагменты генома древних вирусов. Это происходит за счёт того, что определённые виды микроорганизмов – эндогенные ретровирусы – способны встраиваться в ДНК заражённого организма и передать собственный генетический материал следующему поколению. Подобные «вставки» веками накапливались в организме человека, и со временем стали использоваться организмом как полезный инструмент, помогающий бороться с современными болезнями, передаёт EurekAlert.

В ходе исследования исследователи прибегли к популярной технологии редактирования генома под названием CRISPR/Cas9, чтобы «отключить» гены древних эндогенных ретровирусов, входящих в иммунную систему. Как выяснилось, после этого организм оказывался неспособен полноценно противостоять инфекциям. В частности, клетки оказывались неспособны нужным образом отреагировать на выделение организмом интерферона, означающее проникновение инородных микроорганизмов.

Исследователи считают полученные ими результаты не слишком удивительными – суть эволюции заключается в том, что выживают те организмы, которые способны извлечь максимальную выгоду из обстоятельств, в которых они существуют. Таким образом, наилучшей тактикой для организмов, неспособных оградиться от эндогенных ретровирусов, было научиться использовать их для борьбы с другими микроорганизмами, угрожающими здоровью. Организмы, которым везло обрести такое свойство, получали эволюционное преимущество, и именно этим учёные склонны объяснять роль вирусного ДНК в иммунной системе человека и многих животных.