Ученые нашли «гены отличников»

Впрочем, сами специалисты призывают так их не называть

Международная группа исследователей, в которую вошли 234 ученых, обнаружила 74 генетических варианта, оказывающих влияние на успеваемость детей в школе и на их готовность посвятить большое количество времени образованию. При этом специалисты подчеркивают, что влияние каждой из обнаруженных областей ДНК и даже всех их в совокупности не столь значительно, как воздействие других факторов, в том числе с генетикой не связанных.

Впрочем, сами специалисты призывают так их не называть

Всего специалисты изучили данные о геноме 300 тысяч человек. Ранее проводившееся исследование на ту же тему охватывало 100 тысяч человек и позволило обнаружить лишь три генетических варианта, связанных с успеваемостью. В ходе новой работы специалисты воспользовались 64 различными базами данных, содержащих информацию о генах людей из 15 стран.

Исследователи отмечают, что каждый отдельно взятый генетический вариант оказывал лишь незначительное влияние на среднюю успеваемость школьников. Скорее всего, различных областей ДНК, влияющих на процесс обучения, в геноме человека может быть несколько сотен тысяч или даже миллионов. Учёные подчёркивают, что переоценивать влияние обнаруженных ими вариаций, даже вместе взятых, не следует, особенно если учесть, что даже генетика в целом играет не большую роль в «обеспечении» успеваемости, чем среда и воспитание человека. По этой причине исследователи призывают избегать упрощённой трактовки их открытия.

Хотя специалисты и просят не переоценивать значимость их открытия, во многих отношениях оно может оказаться полезно — в частности, с его помощью можно будет создавать более эффективные образовательные программы, учитывающие индивидуальные особенности учеников. Также специалисты не исключают, что дальнейшее изучение обнаруженных участков ДНК позволит больше узнать о механизмах ослабления когнитивных способностях с возрастом и даже о некоторых психических заболеваниях.

Специалисты представили своё исследование на страницах журнала Nature.