В озере Восток нашли бактерии с Камчатки

Во пробе льда из уникального антарктического водоема обнаружились следы микроорганизмов из термальных источников полуострова

«10 января получен первый керн из прозрачного озерного льда...» - сообщил сайт Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ). Это уже вторая порция льда из знаменитого озера Восток. Первая была поднята 5 февраля 2012 года. О том, что уже известно ученым об этом водоеме, и что еще предстоит узнать, «МК» выяснил у российских специалистов.

Напомним, что это озеро считается крупнейшим в Антарктиде. Его существование доказал географ Андрей Капица — младший брат недавно ушедшего из жизни Сергея Капицы. Его открытие в 1994 году было признано самым крупным географическим открытием ХХ века. Оставалось только пробурить 4 км льда... Это удалось лишь спустя 18 лет. 5 февраля 2012 года бур российской антарктической экспедиции коснулся воды на глубине 3768 метров. Эта уникальная водная экосистема, которая была запечатана на протяжении миллионов лет под толщей льда, очень интересна биологам и климатологам.

Как рассказал «МК» заведующий отделом геологии и минеральных ресурсов Антарктики ВНИИ океангеологии, кандидат наук Герман Лейченков, по результатам изучения первых проб озерного льда стало известно, что содержание углекислого газа на нашей планете в очень давние времена было таким же, как до начала промышленной эпохи. А после увеличилось почти в два раза.

Что же касается вопроса — есть ли жизнь в озере, то он пока остается без определенного ответа. Как предполагает микробиолог Сергей Булат, в озере может быть жизнь, потому что в нижней части льда обнаружены фрагменты бактерий, аналогичные тем, то живут в гидротермальных источниках на Камчатке. Однако среди обнаруженных видов живых существ были и такие, которые вполне могли присутствовать на самой буровой установке. Поэтому повторное взятие образцов ученые производили уже новым, «антисептическим» способом, не допускающим смешения земных и озерных бактерий.

Итак, лед, извлеченный с глубины 3406 метров 10 января поможет ответить на многие вопросы, которые остались после прошлогоднего открытия. Теперь специалисты более подробно изучат его состав и происхождение. По информации ААНИИ, «уже отобраны пробы на газовые, изотопные и биологические анализы».