Как женщине в Древней Греции удалось стать Олимпийской чемпионкой

"МК" продолжает эксклюзивную рубрику историка-античника Николая Савваниди "В Древней Греции было все"

Общеэллинские спортивные соревнования проходили один раз в четыре года на Пелопоннесе (южная часть Греции) рядом с храмом Зевса Олимпийского, отчего и стали называться Олимпийскими Играми. В глубокой древности игры были частью сложного религиозного ритуала, к которому допускались только мужчины. Первое упоминание об играх мы находим у Гомера: Ахилл после смерти своего друга Патрокла устроил пышную тризну, сопровождавшуюся играми среди участников Троянского похода.

"МК" продолжает эксклюзивную рубрику историка-античника Николая Савваниди "В Древней Греции было все"
Илл.: Ю.В. Андреев. "Цена свободы и гармонии". Санкт-Петербург, "Алетейя", 1998/aletheia.spb.ru/sno.pro1.ru.

Победа на Олимпиаде ценилась не ниже, а, может быть, и выше воинских подвигов. Обладатели заветных лавровых венков приравнивались к богам; им наравне с богами ставили памятники, их до конца дней содержали за счет общины, им воздавали поистине неземные почести. Считалось, что они отмечены богами. Нужно сказать, что для эллинов важно было занять только первое место, то есть быть лучшим. Второго и третьего места, как сегодня, у них не было.

Игры были делом чисто мужским - женщинам не только запрещалось участвовать в состязаниях, но даже их присутствие в качестве зрителей каралось смертной казнью. Казалось бы, женщина могла пробраться в число участников, надев мужской костюм. Однако это было невозможно, потому что никакого «спортивного костюма», кроме «бронзы кожи» у участников игр не существовало – они выступали обнаженными (кстати, само слово «гимнастика» произошло от «гимнос» - обнаженный).

Судьями - их называли «элланодиками» - были наиболее уважаемые и авторитетные граждане разных полисов, что полностью исключало какую-либо коррупцию.

И, несмотря на табу, нам все-таки известна одна Олимпийская чемпионка: надпись и воздвигнутый в честь нее монумент в Олимпии наблюдал еще во II в. н.э. известный греческий историк Павсаний.

Как же ей это удалось?

Уделом большинства гречанок был дом, заботы о семье и т.д. Лишь в Спарте женщины пользовались большей свободой. Известен случай, когда афинянин упрекнул спартанца в недостатке демократии в их государстве, на что последний ответил: «Наведи сначала демократию в своей семье». О более свободном положении спартанок по сравнению с женщинами других греческих государств говорит также тот факт, что в Спарте существовала целая прослойка граждан, которых называли «парфениями». Считается, что это были дети, рожденные спартанками в девичестве (то есть до брака), что не осуждалось обществом.

Читайте: "Как «косили» от армии в Древней Греции?"

Женщина, которой удалось победить в соревнованиях среди мужчин, была спартанкой знатного царского рода. Ее звали Киниска и она была сестрой спартанского царя Агесилая, при котором Спарта (в конце V – начале IV веков до н.э.) достигла пика своего могущества и влияния в Средиземноморье.

Киниска занималась разведением лошадей. Это увлечение поддерживал ее знаменитый брат, хоть и относился к нему не очень серьезно. Тем не менее, выставленная Киниской на Олимпийских играх четверка лошадей пришла к финишу первой. А поскольку победителем считался владелец упряжки – Киниске полагался лавровый венок и все связанные с победой почести.

Таким образом, Киниска стала «олимпиоником» - так называли олимпийских чемпионов, и нам не известно, был ли женский вариант этого слова.

Едва различимая надпись, которую Павсаний спустя более чем пять веков после этого события смог записать в свой «путеводитель» по Элладе, сохранив ее для нас, имеет следующее содержание:

Мои отцы и братья были спартанскими царями,

Я одержала победу с командой быстроногих коней

И воздвигла этот памятник я, Киниска.

Я говорю, что я единственная женщина в Греция,

Завоевавшая этот венок.

Некоторые историки, правда, упрекают Киниску в том, что она не упомянула в своей хвалебной надписи даже имени возницы, который, собственно говоря, и добыл победу для владелицы олимпийской упряжки. Но Киниска, видимо, сочла, что «не царское это дело».

Специально для "МК"

кандидат ист.наук, археолог, экс-ИИМК РАН

Николай Савваниди

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру