Царские привычки Ленина и Троцкого: открылась выставка автомобилей для вождей

На протяжении нескольких дней можно будет увидеть всю коллекцию Гаража особого назначения

Кортеж президента СССР добрался по узким аллеям в самую глубь парка «Сокольники» и выстроился там «боевым порядком». Нет, конечно, «первое лицо страны» при этом не присутствовало, но в остальном – все по-настоящему. На открывшейся сегодня очередной выставке старинных автомобилей и антиквариата в одном из павильонов устроена экспозиция, посвященная 95-летию Гаража особого назначения.

На протяжении нескольких дней можно будет увидеть всю коллекцию Гаража особого назначения

В центре зала публике впервые демонстрируется современный президентский кортеж в полном составе – с основным автомобилем, машинами сопровождения и мотоциклетным эскортом. А по сторонам выстроились несколькими шеренгами автомобили, которые обслуживали в разные годы лидеров нашей страны – от Николая II до Ельцина и Путина.

Среди многочисленных лимузинов и легковушек (большинство из них конечно же, черного цвета) можно выделить несколько наиболее необычных и даже уникальных экземпляров.

Первый из них по старшинству – это фаэтон Delaunnay-Belleville модели Belvalette 24 Hp.

Именно такие роскошные «бензиномоторы», которые производила фирма в пригороде Парижа, предпочитал, с подачи знатока авто – своего флигель-адъютанта князя Владимира Орлова, государь Николай Александрович.. Эти машины в шутку иногда называли «бензиновыми паровозами», намекая на то, что предприятие, прежде чем наладить выпуск бензиномоторов, занималось изготовлением железнодорожных локомотивов. Словно желая подтвердить это, конструкторы традиционно снабжали модели «Бельвилей» капотами цилиндрической формы похожими на паровозные котлы. Машины славились очень плавным ходом, внушительным видом и уникальной долговечностью (некоторые благополучно «наматывали» без капремонта по 300000 км!)

Delaunnay разных моделей и лет выпуска для Собственного Его Императорского Величества гаража было закуплено несколько (в том числе и самый первый царский автомобиль). Среди них имелись даже «эксклюзивные» экземпляры: в 1909 году французами был выпущены специально по заказу Российского императорского дома несколько автомобилей-ландо модели Delaunnay-Belleville 70 SMT, последние три буквы индекса расшифровывались как Sa Majeste le Tsar – Его Величество Царь.

Увы, из тех николаевских «моторов» до наших дней не уцелел ни один. Тот экземпляр, который демонстрируется на нынешней выставке, предоставлен одним из частных коллекционеров.

После революции почти все машины из императорского гаража перешли в пользование большевистских вождей. В архивах сохранились документы, позволяющие узнать, каким же образом товарищи коммунисты делили между собой «царские моторы». В одной из дошедших до наших дней бумаг содержатся, например, сведения о распределении машин между «вождями» в сентябре 1918 года. Под первым номером в перечне – Rolls-Royce, обслуживающий Троцкого. А Ленин оказался в этом списке лишь одиннадцатым, получив зато в свое распоряжение 2 машины: Turcat-Mery и Delaunnay-Belleville... Еще через несколько лет в нищем государстве нашли возможность обновить автопарк для Ильича.

В июле 1922-го новенький шикарный Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost был доставлен в Москву, и его предоставили Ленину в полное распоряжение. (К слову сказать, водителем-охранником у вождя почти всегда работал Степан Гиль, один из опытнейших ветеранов Императорского гаража, который в 1914-1917 г.г. был персональным шофером государыни-царицы Александры Федоровны, о чем в годы советской власти постарались нигде не упоминать.)

Официальное название Гараж особого назначения было узаконено в молодой советской республике в 1921 году. Поначалу кремлевских вождей возили исключительно на машинах зарубежного производства, но по мере развития советского автомобилестроения в ГОНе стали появляться и отечественные модели. Первым советским лимузином «правительственного уровня» стал ЗИС-101. Как утверждают, идея создания в СССР такой супер-машины была высказана еще в середине 1930-х самим «вождем народов». А вскоре после начала серийного выпуска из Кремля последовало указание разработать особо защищенный – бронированный лимузин для Сталина.

«Строго секретно. Приложение к Постановлению Экономсовета СНК СССР «Об организации производства легковых автомобилей на автозаводе им. Сталина» 28 июня 1940 г.

…2) Принять предложение об установлении следующих основных данных на бронированный легковой автомобиль:

– двигатель с повышенной степенью сжатия… мощностью 110 л. с., максимальная скорость – 90 км/час., вес автомобиля с полным оборудованием – 4400 кг;

– броня и пулестойкое стекло должны держать простую винтовочную пулю при прямом попадании с дистанции 75 метров.

Наркомсредмашу обеспечить выпуск в 1940 г. десяти бронированных легковых автомобилей…»

В 1943 году, в разгар фашистского нашествия, Сталин подписал постановление о начале работ по созданию нового лимузина высшего класса. Образцом для подражания стал американский Packard-180. Первые опытные экземпляры ЗИС-110 были готовы уже в 1944 году, а с 1946-го началась его серийная сборка.

Заводчане разработали несколько вариантов машины. Один из них – кабриолет ЗИС-110Б. Именно такие открытые автомобили приглянулись Никите Хрущеву. Советский лидер любил в погожую пору ездить «с ветерком» – в прямом смысле слова.

Рядом с кабриолетом на нынешней выставке стоит другой, с виду очень похожий на него ЗИС с откидным верхом. На самом деле это уникальная машина – помесь лимузина с джипом: кузов «сто десятого» поставили на шасси от армейского «козлика» ГАЗ-69. В 1956 году было собрано всего две таких машины. Полноприводные «членовозы» получили отдельное обозначение – ЗИС-110П и предназначались специально для поездок Хрущева на целину и в труднодоступные, отдаленные сельхозрайоны.

С 1947 года автозавод им. Сталина начал выпускать новые бронированные лимузины, получившие специальное обозначение: ЗИС-115. Каждый из этих монстров весил свыше 7 тонн; стальной панцирь, скрытый под панелями кузова, был склепан из 6-миллиметровых листов, а толщина пуленепробиваемых стекол – 75 миллиметров! Таких «мастодонтов» собрали по разным сведениям от 30 до 60 штук. (Для обслуживания самого «вождя народов» в ГОНе всегда держали готовыми к выезду 12 бронированных ЗИСов – на выбор.) Один из уцелевших «сталинских броненосцев» демонстрируется на нынешней выставке.

В брежневское время в ГОНе сменилось несколько поколений правительственных лимузинов. В 1976 году завод изготовил первые образцы модернизированной конструкции, которая в основных своих чертах сохранялась на протяжении последующего десятилетия – ЗИЛ-4104. Интерьеры этой машины были разработаны английскими специалистами.

После неудавшегося покушения на Брежнева у Боровицких ворот в январе 1969-го. На ЗИЛе вновь вернулись к теме бронированных правительственных лимузинов. Одно из уникальных советских «ноу-хау» в этой области представлено на выставке. Речь идет об автомобиле ЗИЛ-4105, который создали в 1982 году: в нем для защиты пассажиров вместо набора из отдельных плит использована специальная бронекапсула.

А неподалеку от «ноль пятого»стоит в экспозиции другой «непробиваемый» «членовоз» – ЗИЛ-41052. Это «авто для президента» стало последним легковым автомобилем, выпущенным заводом им. Лихачева. С 2003 года лимузины представительского класса у нас больше не выпускаются. – В ГОНе наступила эпоха импортной (в основном немецкой) автомобильной техники.

В семействе «лихачевских» «моторов», изготовленных в последние годы прошлого столетия, есть и «близнец» основной машины. Но он предназначен для выездной охраны. У этого автомобиля не только собственный цифровой индекс – ЗИЛ-41072, но и персональное имя: «Скорпион». 8-цилиндровый двигатель мощностью в 315 л. с. позволяет машине весом в три с лишним тонны разгоняться до 190 км/час., легко поспевая за «охраняемым объектом». В конструкции «Скорпиона» предусмотрены несколько специфических особенностей, которых нет у других машин ГОНа. Он снабжен широкими подножками, поручнями – чтобы сотрудники охраны при необходимости могли ехать, находясь снаружи машины. Для удобства маневра охранников во время возможных «огневых контактов» в крыше предусмотрен люк, а заднее окно оборудовано механизмом мгновенного открывания.

Перечень любопытных экземпляров советского автопрома «для особых кремлевских нужд» одними лишь лимузинами не исчерпывается. В рядах ГОНовских машин прошлого можно увидеть и необычную спец-технику.

С виду это заурядные «Волги» разных поколений – «двадцать первая», «двадцать четвертая», «тридцать первая». Однако в действительности – совершенно специфические машины, предназначенные для нужд охраны и спец-органов. Их главное отличие от прототипа – очень мощный мотор, благодаря которому такие авто оказывались незаменимы при погоне, при перехвате...

А один из автомобилей, демонстрируемых в экспозиции. Выделяется даже цветом своим: эта «Волга» ярко-зеленого цвета. И вдобавок, какая-то «длинноногая». Машину сделали на Горьковском автозаводе специально для «дорогого Леонида Ильича». Чтобы генсек вместе со своими коллегами по партии и правительству мог с комфортом разъезжать по охотничьим угодьям в заповеднике Завидово, в 1974 году собрали партию из пяти автомобилей, получивших официальное обозначение ГАЗ 24-95. Это была «двадцать четвертая» «Волга», поставленная на полный привод от ГАЗ-69.

Читайте материал по теме «Бронированная капсула: Федеральная служба охраны рассекретила гараж Путина»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру