Как рассказал нам председатель профсоюза «Транспортных перевозчиков Приморского края» Петр Куприянов, водители гораздо больше боятся остаться без средств к существованию. «У каждого из водителей есть семья и дети. Их нужно кормить» - говорит он. Поэтому недостатка в тех, кто готов сесть за руль и отправиться в Китай за продовольствием, нет. Напротив, в кои-то веки появится возможность заработать.
По словам Куприянова, 1 января 2019 года между Китаем и Россией было подписано соглашение, на основании которого в Приморье «зашли» китайские транспортные компании. Они демпинговали. В результате местные перевозчики стали терять заказы и клиентов. И, если прежде товары с китайской стороны завозили китайцы, а российские транспортные компании возили в Китай местную продукцию, те же лесоматериалы, к примеру, то с 2019-го китайские перевозчики начали прибирать и эти заказы к рукам. Местные же транспортники стали банкротиться. Сейчас въезд китайских фур на территорию России запрещен, соответственно, у наших появился шанс «отбить потери».
«Боятся ли чего-то водители — не скажу. Но народ голодный - народ злой. У нас огромная утечка людей из региона именно из-за отсутствия работы и из-за того, что у нас тут происходит». - продолжает Куприянов. По его словам, китайские перевозчики чувствуют себя в Приморье вольготно. Если его за нарушение останавливает сотрудник ГИБДД, водитель из Китая срочно требует переводчика - «моя твоя не понимай». Переводчика нет, сразу уезжает. Наших же водителей без всяких переводчиков на китайской стороне штрафуют по любому поводу. Плюс — огромные бюрократические препоны со стороны приморских властей. Чтобы получить лицензию на вывоз товаров, надо ждать не менее месяца. С такими сроками согласования кто угодно разорится.
Кстати, председателя профсоюза говорит, что продовольственный дефицит в Приморье — скорее надуманный, чем реальный. Мяса, хлеба, молока — своего хватает. А на овощи, по его данным, местные производители цены не повышали. Это уже розничные сети решили воспользоваться ситуацией и взять свою маржу.. Сейчас этим вопросом занимается приморская прокуратура.
И все же, каково водителям, которые сейчас готовятся к выезду в Китай? С этим вопросом мы обратились непосредственно к представителям одной транспортной компании, занимающейся перевозками в Поднебесную. «Как готовятся к выезду? Да все по-русски: нужно — сели и поехали. Захочет водитель -возьмет с собой маску, не захочет — не возьмет» - говорит представитель фирмы. Компания работает с наемными транспортными средствами, так что отследить, с какой защитой водитель отправился в Китай, не представляется возможным. Однако, как уверяют в компании, эти поездки — вполне безопасны. Потому что фуры не заезжают вглубь Китая, а забирают товар в терминалах приграничных городов, в которых вируса пока нет.
Единственная проблема сейчас в том, что китайские «экспортерщики» - сотрудники, которые занимаются оформлением товара на вывоз, сейчас не ходят на работу. Поэтому велика вероятность, что наши фуры приедут к терминалу, но загрузиться продовольствием не смогут. На обратном же пути, при пересечении российской границы, их ждет строгий санитарный контроль — со взятием проб и санитарной обработкой. Было бы, что везти.