Слеза ребенка

Теленеделя с Александром Мельманом

Он сидит уверенный, довольный собой. И держится очень достойно. Костюмчик на нем хороший, галстучек. Причесан, побрит, наодеколонен. Чистенький такой дядечка. С ним на ушко общаются рядом сидящие джентльмены и джентльменки. Видно, как они его бесконечно уважают.

Теленеделя с Александром Мельманом

Это Андерс Брейвик собственной персоной. Он уже поприветствовал весь земной шар в своем почти что нацистском взмахе руки со сжатым кулаком. Он в своем праве. Эту картинку видел весь мир, а картинка в наше неспокойное, но продвинутое время значит гораздо больше слов. Это мессидж, послание. И что же хотят нам сказать?

Все эти на редкость цивилизованные господа, у которых во владении телеканалы, камеры (в разных смыслах этого слова), суд (самый гуманный в мире, ну прямо как в «Кавказской пленнице»), говорят через данную картинку одно и то же: человек — это звучит гордо! Причем любой. Даже если он за раз уничтожил больше семи десятков людей, в основном детей, его ни за что нельзя унижать, оскорблять, посылать на смерть.

Это целая философия, и нам здесь, в России, ее не понять. Может быть, примерно такая же, как «если тебя ударили по левой щеке, подставь правую». Ну вот что это такое? Ведь подставишь — и сразу назовут тебя тряпкой, тюфяком, опустят по полной программе. А если это какая-то высшая мудрость, нам никак недоступная?

Но мы стараемся. Вот и мораторий на смертную казнь взяли, практически как в Европе. Тоже хотим быть цивилизованными. Только кто же нам объяснит, что эта мразь должна присутствовать на суде такой чистенькой и в галстучке? Кто докажет, что такому недочеловеку не стоит прямо здесь, на процессе, плевать в морду? А может, пронести автомат и прямо тут же разрядить его в этого фашистского гада?

Даже у богоявленного Достоевского его Алеша в «Братьях Карамазовых» после рассказа брата Ивана о том, как генерал затравил собаками мальчика, воскликнул не раздумывая: «Расстрелять!» А нам тут подают Брейвика на блюдечке с голубой каемочкой, в камере из трех комнат с компьютером и тренажерами, да еще, чтобы не расстраивался, решили-таки раз в неделю допускать к нему родственников и близких. И никакой смертной казни, боже упаси! 21 год — очко, и ты свободен, как банный лист.

Но картинка остается, она уже «отлита в граните». В смысле, останется в Интернете и на фотографиях навсегда, навечно. Наверное, норвежские товарищи хотят нам сказать, что наш любимый лозунг «Собаке — собачья смерть» не есть выход из любого положения. Что даже такая мразь достойна нашего сострадания. Что мы не должны опускаться до этого фашиста, быть такими же...

Когда я был в городе Амстердаме, в квартале Красных фонарей, меня поразило, что ровно там же, где в витринах на всеобщее обозрение стояли завлекательные «девушки» разного возраста и цвета кожи, находился детский садик, и тут же располагалась церковь. При этом там, в Голландии, количество преступлений давно уже приближено к нулю.

Но нам их все равно никогда не понять. Потому что мы — духовные, мы — патриоты и никогда не согласимся, что у подонков, детоубийц где-то обитает душа. Замочить в сортире, и нет вопросов.

Еще раз про любовь

Эдвард Станиславович Радзинский опять в эфире. На этот раз он рассказывал об Иване Грозном, о трагедии Средневековой Руси. Те же жесты и тот же голос, с подвыванием. Но только что-то изменилось. Безвозвратно.

В 70–80-е — самый лучший драматург, актуальнейший, модный. Почти все театры стремились ставить его пьесы. Потом он ушел из этого бизнеса, стал историком. Актуальнейшим, модным. И ровно таким же телеведущим. По ящику глаголом жег сердца людей. И рейтинги всегда были отменные.

Он рассказывал о Наполеоне, Сталине с небывалым погружением. Пусть настоящие историки ухмылялись, но им не дано было так психологически прочувствовать своих героев. Да, Радзинский додумывал за них, принимал их облик, но так точно, ярко, что не поверить ему было просто невозможно. Ты слушал его вдохновенные телевизионные эскапады и понимал, что только так, а не иначе, могли поступать и усатый Коба, и великий французский император-убийца, и парижский палач, и наш палач, Юровский. Радзинский сам стал жанром, единственным и неповторимым в своем роде.

Но недавно случилась непоправимая беда. В автокатастрофе погибла девушка, и причастным оказался он, Эдвард Станиславович. У нас чудесная страна: кто-то за подобное садится в тюрьму на много лет, кто-то, если он, к примеру, большой или даже маленький чиновник (или его сын, дочь), требует извинения от задавленных ими, а кто-то... Кто-то после небольшой паузы продолжает вести программу как ни в чем не бывало.

Помните, как в «Вокзале для двоих» Басилашвили включил в привокзальном ресторане телевизор, чтобы увидеть свою жену? Которая «про погоду врет». После ДТП он всю вину взял на себя, чтобы она могла и дальше светиться в «ящике» и «врать».

Эдвард Радзинский пережил драму. В себе прежде всего. Он рассказывает о Наполеоне, Сталине, Юровском, Грозном, а раскрывает таким образом себя. Он теперь фигура трагическая, персонаж из собственной пьесы. В его рассказах о других присутствует уже второй план, смысл. И так будет всегда, Радзинский просто обречен на это.

Интриган

«Россия. Полное затмение». Так называется многосерийный фильм Андрея Лошака, прошедший по НТВ. Хотя мало ли что идет по НТВ? Но вот Лошак — уже отдельная песня. Можно даже сказать, что это, извините, бренд. Независимой, неангажированной, отдельной журналистики.

Чтобы таким быть и оставаться, он как раз и ушел с НТВ. В Интернет, в свободное плавание. Хотя на ТВ его практически безоговорочно признавали лучшим репортером. Из тех, кто там еще остался.

Заманчив оказался даже сам анонс цикла, где было сказано, что «пресловутый план Даллеса по ослаблению и даже уничтожению нашей родины действительно существует и планомерно реализуется!». Ну вот, даже этот продался, подумалось тогда.

И началось! Опять дурной голос за кадром, попсово-политическая элита в кадре и в полном составе. Интриги, скандалы, расследования, желтизна собственной персоной. И это Лошак? Значит, он такой же, как все, ничем не лучше!

Существует некий олигарх по фамилии Сотников. Он крутой, немного отмороженный и борется против голубой мафии в политике и гламуре. Поэтому один и без оружия. Ведь голубые у нас засели во всех щелях: в администрации президента, в Думе, в правительстве. Ну и в телевизоре, само собой. Поэтому Сотников теперь в бегах, он маргинал и практически диссидент. Но Лошак каким-то образом находит его, берет интервью. Правда, чувствуется какая-то наигранность в тональности, искусственность, даже фальшь. Но где этого нет, у нас почти весь ящик из такой радости состоит.

А еще есть стволовые клетки. Которыми омолаживается практически вся наша элита. «Чем больше ты погружаешься во власть, тем ближе приближаешься к бессмертию. Кажется, что ты вечен. Морщины разглаживаются, волосы растут из любого места, ты юн и хорош собой», — это почти цитата из бывшего московского чиновника-взяточника. «Да и цены небольшие, за укол всего-то 15 тысяч долларов».

И вот тут ты уже начинаешь просекать, что к чему. Ты понимаешь, что это история всероссийского обмана, которая никуда не уходила из нашей жизни. А еще великая мистификация, смех, стеб и слезы. И большая непередаваемая самоирония. Оказалось, что Андрей Лошак лихо и бесшабашно решил посмеяться над всеми нами, ну и над собой, конечно. Над кремлевской повесткой дня, над бомондом, у которого уже метки некуда ставить. Над телевидением как таковым с его лжеинформацией и лжеразвлечением. Над каналом НТВ в частности, воссоздающим эту мистификацию для дураков. Ну да, мир выжил, потому что смеялся.

В «России. Полное затмение» — абсолютный микст, компот из реальных событий, монологов, драм и выдуманных «откровений». Вот Ксения Собчак, известная уже как мастерица подобного стеба. «Да, в нашем мире все хотят выйти замуж за деньги, но что получится потом? Поэтому лучше оставаться одной и не париться». Вот Божена Рынска, еще одна революционер-девица, лепит страстно на избитую тему «как страшно жить». Но тоже в кассу. А вот мироточащий настенный календарь Димы Билана, на который молятся, с которым советуются, от которого ждут чуда. Потому что там зашифрован знак коловрата.

Вы еще не сошли с ума? Я так наоборот, радуюсь. Ведь Лошак, плюя с высокой полки на то, чем он когда-то занимался, стал, таким образом, последователем отличного проекта. В самом конце перестройки Сергей Курехин и Сергей Шолохов в ленинградской программе «Пятое колесо» на полном серьезе уверяли нас, что Ленин — гриб. А потом не выдержали и расхохотались.

Андрей Лошак тоже хохочет, издевается, да еще как. А вы что, поверили? Значит, вы грибы и есть, вместе с вашей гламурной властью, с вашим телевидением и с вашим НТВ. Ну что, съели?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру