У Музея-театра Дали особая сценография, созданная самим Дали. Не знаю, можно ли с ней соперничать. Но у нас в музее делают парафраз этой уникальной ауры. В частности, будет воспроизведен карниз с чередующимися яйцами и трапециевидными конструкциями. Будут и театральные мотивы — сцены, занавесы, мебель. Например, диван в виде губ — на нем можно будет сидеть, это тиражируемый объект. А в знаменитую комнату в виде лица Мэй Уэст можно будет заглянуть; нос-камин, занавески-волосы, глаза-картины — увидеть через специальную диораму. Объектов будет немного: музей-театр их не выдает. Дело в том, что они смонтированы там стационарно самим художником.
— Музей в Фигейросе — очень яркий. Какие цветовые решения придумал Борис Мессерер для выставки в Москве?
— Да, цветовая интрига будет. Выставка будет решена в глубоких черных и красных тонах, которые у Дали активно используются в музее-театре в Фигейросе. Особенно много темно-красного — очень драматично! Сейчас идет монтаж, экспозиционные решения уточняются. В начале следующей недели повесим работы на стены.
— Какие ключевые произведения увидят зрители?
— Эта выставка из коллекции Дали, которую он собирал для себя, это внутренний мир художника… Охват, как и на прошлогодней выставке Пикассо, — вся жизнь, от юношеских работ до картин, написанных глубоким стариком. Много амбициозных ранних работ, например «Автопортрет с рафаэлевской шеей». Он знаком россиянам, потому что именно эта работа была воспроизведена на издании автобиографии Дали, которая вышла в 90-х годах. Будет много работ, которые представляют творческую кухню художника, — эскизы к большим полотнам. Они порой интереснее самих больших картин, потому что приоткрывают секреты мастера, позволяют узнать его приемы.
— Например?
— Например, к картине «Галлюциногенный тореро». Сама картина в Америке, а наш эскиз едва ли не благородней и интересней большой работы, ведь она слишком многословна и мишурна. Замыслы художника, его поиски и варианты к сюжету не менее интересны, чем завершенные вещи.
— В конце жизни Дали пишет большие философские картины. Какие из них приехали в Москву?
— Да, в последние годы Дали был погружен в философскую медитацию и собственного творчества, и своего места в искусстве, и в диалог с мастерами прошлого. Он мыслил себя на равных с ними. В первую очередь — с Веласкесом и Микеланджело. У нас будут работы, отражающие интерпретацию Дали шедевров мастеров. Есть диптих «Стереоскопия с Менинами». Дали превращает знаменитую картину Диего Веласкеса «Менины» в стереоскопическую обманку. Если вглядываться в обе картины, помещенные рядом, возникает стереоэффект. Пикассо тоже в конце жизни вступает в диалог с Веласкесом, своим соотечественником.
— Особое место в творчестве Дали всегда занимала его русская супруга и муза Гала. Какие картины, посвященные ей, будут показаны?
— Когда отбирали выставку, особое внимание посвятили Гале — от ранних ее образов в работах Дали (это начало 30-х) и заканчивая началом 80-х, когда Дали спустя полвека, уже после смерти Галы, подводит итог этим отношениям. И в живописи, и в графике будет показана масса работ — и вызывающих, и романтичных, и наполненных эротическими желаниями. Словом, все аспекты восприятия этой возлюбленной и музы, главной женщины его жизни. Есть одна работа — настоящая драгоценность на выставке: «Гала с ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече». Малюсенькая вещь, исполненная на дереве, напоминающая гравюры старых мастеров. Она в золотой раме и помещена в особый футляр с бархатной подкладкой — очень декоративная вещь. И шутливая. Дали часто говорил, что хочет съесть Галу и обсосать, как бараньи ребрышки, которые помещает на ее плече. Это 34-й год — самый страстный период их жизни, самое начало.
— Транспортировка произведений Дали была сложной? На какую сумму застрахованы работы?
— Транспортировка прошла без приключений. На самолете работы перевезли в ящиках не очень большого размера. Точно не могу назвать сумму страховки, но она серьезная. Дали — один из самых дорогих художников в мире. Думаю, каждая работа страхуется на миллионы.