Наталья Малахова
Публикаций: 1109
В культовом фильме Дэвида Финчера «Загадочная история Бенджамина Баттона», снятом по рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, главный герой рождается глубоким стариком. Тело его настолько немощно, что все уже мысленно хоронят его, но персонаж начинает молодеть с каждым днем и проживает «жизнь наоборот». Создается ощущение, что лидер легендарной группы Black Sabbath решил проиграть такую же историю за последние 4 года.
Удивительно, как, глядя на одних музыкантов из прошлого, испытываешь некую неловкость: вот вроде вышла культовая группа, но рассыпается на глазах, а при виде других как по щелчку пальцев переносишься в другое время, и оно органично соединяется с настоящим в едином пространстве. Как это случилось на прошедшем недавно концерте шотландцев The Jesus and Mary Chain.
С поэтом Андреем Орловским мы познакомились года полтора назад на одной творческой тусовке в пиар-агентстве, где он тогда занимался продвижением музыкантов. Кто-то попросил почитать – и он озвучил отрывок из своей книги «Спички». Название говорящее: это короткие, острые, хлесткие, смелые зарисовки из жизни. Цепляют в них не только точно подобранные фразы, самобытный стиль, но и предельный градус искренности. Собственно, предыдущая книга Орловского так и называется – «Искренность».
В 2015 году голливудская звезда Джонни Депп, гитарист и один из основателей Aerosmith Джо Перри вместе с великим и ужасным Элисом Купером решили сколотить рок-группу, разумеется, обреченную на успех, учитывая популярность создателей. «Энергетическая связь» между героями уже была налажена. Герой Деппа в ремейке «Мрачных теней» Тима Бертона — вампир Барнабас Коллинс, проснувшийся после долгой спячки, глядя на Элиса, удивленно воскликнул: «Никогда не видел такой страшной женщины».
Эта рок-команда всегда выигрышно отличалась от других отечественных коллег по сцене творческой гуттаперчевостью и способностью мимикрировать, облекая саму себя и свои композиции в самые разные, непредсказуемые формы.
Любопытно, что за ростом этой группы «МК» наблюдает, что называется, с пеленок — с ее дебютного столичного концерта на фестивале Александра Кушнира «Индюшата» в 2014 году. Создана она была харизматичной творческой парой — журналистом Кирой Сергеевой и гитаристом, экс-участником групп Zdob Si Zdub, «Небо здесь» и «ГДР» Вадимом Еремеевым.
Из всех видов искусств музыка и театр оказывают, пожалуй, самое мощное психологическое воздействие, а если еще объединить эти стихийные силы в одно время и в одном месте, эффект может быть совершенно неожиданным. Ощутить его на себе «MegaБиту» удалось на прошедшем в Москве третьем Фестивале Дарк Кабаре.
Василий Вакуленко (он же Баста, Ноггано, N1NT3NDO, а в прошлом еще Баста Хрю и Баста Бастиллио) закатил целых три больших концерта. Мудрствовать лукаво не стал и даже не потрудился сочинить оригинальное название. Единственным поводом для такого сценического раздолья стал день рождения артиста. На афишах было указано просто — «специальная живая программа». При всей концептуальной незатейливости и, казалось бы, расслабленности фанаты слетелись на выступления любимца, как пчелы на мед.
Одни называют Ольгу Бузову феноменом, другие шарлатанкой, обесценивающей профессии, в которые она отчаянно рвется с «красным знаменем» в руках. Не так давно барышня вдруг решила, что ей самое место в рядах музыкантов на большой сцене, а теперь решила покорить мир прогрессивных технологий со своей криптовалютой — тема-то трендовая.
Музыкант и продюсер Игорь Сандлер провел в Москве вечер памяти ушедших музыкантов. Кроме динозавров рока, таких как Артур Беркут, Дмитрий Четвергов, Анатолий Алешин из «Аракса», выступили и более молодые артисты — Шариф, Анастасия Спиридонова, Витольд Петровский, 16-летний гитарист-виртуоз Владимир Черноклинов, как будто родившийся сразу с инструментом в руках, дерзкие и эксцентричные Gypsy Jack, при взгляде на которых вспоминаются записи первых выступлений «Роллингов» и Aerosmith.
«MegaБит» оказался на юбилейном фестивале, который в этом году в 10-й раз прошел в столице Эстонии в формате шоу-кейсов, собрав на городских площадках около 250 артистов из разных стран. Инди-поп, классика, фолк, метал, экспериментал, рок, панк, гранж, эмбиент — это только часть жанровой палитры, представленной на сценах Tallin Music Week. Артисты, приезжающие сюда, экспериментируют с множеством стилей, инсталляциями, перформансами, костюмами, художественными образами.
Случайности не случайны. Несмотря на все многообразие музыкальной палитры, гигантское количество молодых групп, продюсеров, перформеров, диджеев, виджеев, художников, среди которых в бурном инфопотоке не всегда просто найти нечто ценное и интересное, иногда дороги талантливых артистов, смелых экспериментаторов сходятся в одной точке. Так случилось на необычном перформансе, прошедшем в минувший уик-энд.
«ЗД» встретилась с Романом Рябцевым в конце прошлого года, сразу после его заявления об окончательном уходе из некогда топовой группы. В интервью он заинтриговал читателей тем, что у него накопилось много нового материала, который «никак не укладывается в прокрустово ложе пресловутых «кнопок» и холодного звучания синтипопа». Уже тогда артист морально готовился к большому весеннему концерту, где обещал явить публике все новое — и себя, и композиции, и состав музыкантов.
Энергетика этой рок-группы на каждом концерте ощущается по-разному: одни программы звучат более хлестко и жестко, другие — вдумчиво и романтично, но она никогда не ослабевает, скорее, как свеча, горит теплым и ровным светом, иногда вздрагивающим на ветру. Еще до концерта, анонсируя большое столичное шоу «Тепло родного дома», лидер команды не давал никаких комментариев о том, каким оно будет.
Отмечая в 2018 году 20-летие, команда продолжает колесить по городам России, собирая многотысячные залы, играть свои мощные панк-рок боевики на разрыв аорты, каждый раз выкладываясь по максимуму, как в последний. Энергия не уходит в пустоту. Она возвращается ударной резонансной волной от неравнодушных слушателей.
Музыкальный язык интернационален, особенно если речь идет о джазе, всегда дававшем артистам свободу для импровизаций и коллабораций. Чтобы совместно исполнять джазовые стандарты, при этом чувствовать и понимать друг друга, необязательно говорить на одном языке. Музыканты из разных стран мира устраивают спонтанные джемы на фестивальных сценах, создают тандемы за кулисами, чтобы показать публике заранее заготовленные программы.
В 2008 году на музыкальной карте появился новый «географический объект» - Kadebostany. Швейцарский диджей и продюсер Уильям Джеремия сразу заявил, что это не просто группа, а республика, провозгласив себя ее президентом. Эффектную музыку, вбирающую в себя элементы электроники, соула, рока, попа, хип-хопа, звуки фанфар, восточноевропейский фолк, артисты соединяют в клипах и шоу с мощными визуальными образами, яркими перфомансами, придумывая каждый раз новые костюмы и сюжеты.
В 2002 году в музыкальном мире появился новый праздник – международный день диджея. Первоначально его стали проводить в небольших клубах европейские артисты. Выступления проходили в формате благотворительных мероприятий в помощь больным детям, это были как концерты по сбору средств на их лечение, так и сеансы музыкальной терапии для них. С годами событие стало традиционным, его формат расширился. В этом году большая вечеринка прошла 9 марта и в столице.
Музыканты — люди тонко организованные. И поскольку они живут не под стеклянным колпаком, реальность оказывает большое влияние и на то, что они исполняют со сцены и записывают на дисках. Почти параллельно два исполнителя в двух разных странах мира записали по пластинке. И вот что из этого вышло.
В прошлый раз они выступали здесь три года назад вместе с другими мастодонтами мировой альтернативной сцены HIM, а сейчас приехали с большим сольным шоу. Клуб, рассчитанный на три тысячи человек, был переполнен. Послушать самых известных финских рокеров пришли и старые верные поклонники, в 14-15 лет страдавшие от неразделенной любви под «Living in the World without You», и юные фанаты, которые только недавно открыли для себя драматичный мир их песен.
Появившись на большой сцене в середине 1990-х, эти задорные ребята не сдают позиции, радуя поклонников мощными шоу, яркими песнями и видео. Клип «Balkana Mama», который они сняли вместе с российским рэпером Лигалайзом и румынской певицей Лореданой, стал символом дружбы народов и вызвал ажиотаж в сети. Артисты, представляющие в нем три страны, решили обыграть ситуацию. Государства — три комнаты, в которых происходит действие.
Появление на большой сцене 21-летнего рэпера Face (он же Иван Дремин из Уфы) изначально вызвало противоречивые эмоции. В то время как подрастающее поколение восторгалось дерзостью и юношеским максимализмом речитативов сверстника, старшая и более искушенная публика разводила руками, задаваясь вопросом, почему столь абсурдное явление стало столь массово популярным. Выход нового клипа «Я роняю Запад» усугубил ситуацию.
Первый в этом году концерт в Спасо-хаусе — резиденции посла США Джона Хантсмана — удивил и хозяев, и гостей вечера. Кажется, в большом холле старинного особняка, где больше принято чинно-благородно распевать романтичные джазовые баллады или классические романсы, никто из артистов еще не танцевал на подоконниках и не превращал зрительный зал в пространство для игры.
Бабуля-распорядительница в зале Кремля, мобилизуя всю врожденную интеллигентность коренной москвички, пыталась вежливо выведать у нас, почему все-таки зал забит битком и действительно ли «это можно слушать»? Как было объяснить милому божьему одуванчику, знавшему Клавдию Шульженко, что Kraftwerk — тоже классика и отцы-основатели?..
Уже лет 5, если не больше, в музыкальном сообществе ведутся эмоциональные дебаты о том, почему украинские исполнители часто демонстрируют более высокий уровень профессионализма, чем их российские коллеги, и (как логичное следствие) становятся здесь популярнее. В последние годы, правда, в связи с известными всем общественно-политическими проблемами говорить об этом стало якобы неприлично и непатриотично, но факт остается фактом.
Хотя большинству слушателей этот сладкоголосый музыкант известен по балладам «You’re Beautiful» и «Goodbye My Lover», это не единственные достойные опусы в его творческой копилке. Уже над дебютным альбомом 2004-го — «Back to Bedlam» — с ним работал Том Ротрок, экс-продюсер Элтона Джона. Альбом тут же поднялся на вершину британского чарта, а сам Ротрок, впоследствии продолживший сотрудничество с исполнителем, назвал его «вызовом первым хитам Элтона».
Когда мы делали последнее на данный момент интервью с Сергеем Мазаевым, его группа отмечала 25-летие, а сейчас она уже подходит к тридцатилетнему рубежу: время летит быстро, а кажется, на сцену выходят все те же мальчишки, что и много лет назад, только уже гораздо более профессиональные.
На работе Джона Уильяма Уотерхауса «Гилей и нимфы», которая является одним из самых известных шедевров прерафаэлитов, девушки-божества соблазняют древнегреческого героя, зазывая его спуститься к ним в воду. Много лет она висела на стенах музея, однако сейчас посетители были сильно удивлены, увидев вместо нее пустое место.
Группа «Ногу свело!» в этом году оказалась впереди планеты всей (созвучно с названием нового альбома «Материки моей планеты») в номинации MegaБит Awards — самой необычной из всех. В этой категории голосуют не за песню, клип или альбом, а скорее за харизму. В ней представлены команды и артисты, ставшие самобытным явлением на современной сцене, обладающие своим характером и непохожие ни на кого, находящиеся, возможно, несколько в стороне от мейнстрима.
Mband второй срок подряд, прямо как по Конституции, завладели титулом «Группа года», закрепили прошлогодний премьерный успех. Поздравив музыкантов, «ЗД» поговорила с одним из ее солистов Анатолием Цоем о секретах популярности, планах и амбициях молодых «штурмовиков» чартовых вершин.