2012: кто будет президентом?

Александр Алтунян
Преподаватель факультета журналистики Международного университета в Москве
Протестные настроения на подъеме, пока еще настроения, а не сами протесты. Даже социологи это уже заметили. По последним опросам Левада-центра, в 2011 году людей, готовых принять участие в протестных акциях с политическими требованиями, насчитывается 19%, сравнительно с 11% в 2009-м. Знаменательно также, что уменьшается число «затруднившихся ответить» – 6 и 9 процентов соответственно. Последнее означает, что число не задумывающихся о политических проблемах уменьшается и все больше людей дают себе труд определиться. Интересно, что на вопрос, стоит ли тратить деньги на Олимпиаду в Сочи, «затруднившихся ответить» оказалось значительно больше, целых 16 процентов. К вопросу об олимпийских деньгах люди подходят спокойно, у многих нет своего мнения, а вот в вопросе об участии в политических протестах определенности в головах значительно больше.
 
Люди чувствуют: накатывает волна, и надо быть к этому готовым. Куда нас вынесет, куда ударит эта волна, разобьется ли она о камни, или разрушит песочные замки и вертикальные башни и смоет в море накопившийся за зиму мусор, знает только Русский бог.
 
Вот, спорят, кто придет: Медведев или Путин, Путин или Медведев, или даже Медведев и Путин, есть тандем, нет тандема. А то и так: не хотим ни того, ни другого! Хоть кого, но не этих!
 
Есть у меня коллега NN, бывшая работница министерства обороны и сотрудница муниципальных служб. Лет пять назад она слышать про Ходорковского не хотела: во-первых, еврей, а во-вторых, олигарх, все укравший у народа. Или наоборот, во-первых, олигарх, а во-вторых, еврей. Все «недовольные» вызывали у нее глубокое презрение, а «Новая газета» просто возмущение:
 
"Чего критиковать? Если недоволен, предложи свои исправления или пойди напиши письмо, пошли его в надзирающее ведомство, там разберутся и примут меры. А то пустозвоны пишут, пишут, критикуют, критикуют, а сами они хоть что-то полезное создали? В любой работе бывают промашки, недоделки, чего шум-то подымать?"
 
Где-то года два назад стала она газету "Новую" просматривать, послания Минкина к президенту почитывать. А год назад вдруг выясняется, что у NN новый лозунг: «Ходорковского – в президенты!». «Передержали», - с сожалением заметил на это другой мой коллега, человек и умный, и потершийся в высших сферах, имея в виду Ходорковского.
 
Сегодня понятно, что вряд ли получится Ходорковского в президенты. И NN вдруг вспомнила, что есть Зюганов. И программа у Зюганова замечательная: образование бесплатное, зарплату увеличить, пенсии поднять, выпускников ВУЗов посылать на три года в деревню, село подымать. Всем хорошо будет. Только бы не ЭТИ.
 
И вот, смотря на нашу NN, понял я: один или второй, тандем или тандыр, не в них и не в этом дело. Дело не в бывшем сотруднике дрезденской резидентуры. Дело в нас. Пока мы недовольно брюзжим и при этом твердо уверены, что ничего изменить нельзя, пока мы не готовы не то что выйти на площадь, но даже поставить свою подпись под письмом в защиту Ходорковского или ученых-шпионов, словом, пока нам все равно, что делается за пределами нашего дачного поселка, президентам хорошо живется. Они могут по три дня не замечать гибели «Курска», или чуть не по полгода кататься на лыжах в Австрии, или объявлять шпионом пожилого ученого, виновного только в том, что с кем-то не поделился.
 
Проблемы у президентов начинаются тогда, когда мы пытаемся с них спросить за проблемы у нас. Когда посреди нашего маленького благополучия вдруг появляется невесть откуда взявшееся несчастье в виде даже не жареного петуха, а маленького чиновника, младшего лейтенанта ДПС, сотрудницы бюро регистрации дачных участков или судебного пристава.
 
Ты поручился за кредиты своего приятеля, приятель слинял. Служба по выбиванию долгов при банке без предупреждения, без суда приходит на стоянку и эвакуирует твою новую машину, даже не ставя тебя в известность. Потом сообщают, что, если не отдашь весь долг твоего друга, то заберут и квартиру. А у тебя все деньги ушли на ремонт и ты еще много должен, и только что родился ребенок, очень болезненный, может быть из-за смога, ночью кричит, днем - по врачам. А тут еще уводят машину и надо отдавать чужие долги. И вроде сам виноват и пытаешься разрулить ситуацию, но чем дальше, тем яснее понимаешь: все против тебя. Никто не будет искать жулика, никто не вернет машину, пока не отдашь чужой долг. Отвечать за все будешь сам.
 
И тут ты оглядываешься и видишь, что пенсионеры голодные, провинциальные врачи и учителя нищие, про библиотекарей я уже и не говорю, их сам национальный лидер своим сочувствием удостоил. А вокруг такие аферы, такой беспредел, такие миллионы и миллиарды ухают то в олимпийские стадионы, то в мосты в никуда, то в «будущее величие России» и Порш Кайены для ментов, что только ах!
 
На встрече 29 апреля с деятелями культуры строитель вертикали интересовался у губернатора Астрахани, почему на реставрацию театра тот попросил вначале 1,5 миллиарда рублей, потом еще 500 миллионов, а недавно еще примерно столько же. И отечески пожурил губернатора: «Строить надо…». Но если построена вертикаль, значит главный по вертикали взял на себя все, от пробок в Москве до реставрации театра в Астрахани. И вот пробки как были, так и остаются, а реставрация театра, которая еще не кончилась, потянула уже на 2 млрд., больше, чем десять резиденций в Форосе. И кто же за все это ответит? Чужой дядя или начальник вертикали?
 
И тогда ты начинаешь понимать, что так дальше нельзя, что надо по-другому. Обычно при этом добавляют: надо, чтобы эти ушли, пусть хоть кто, но не ЭТИ. И все-таки дело не в ЭТИХ. Дело в нас. Народ у нас разный, одни все спорят про тандем, другие кричат, что либералов надо к стенке, что если придут либералы, то надо браться за винтовки. Что Немцов начнет, а Чубайс прикончит. И опять я говорю, не в этом дело. Не в Немцове, не в Путине, и даже не в Чубайсе.
 
Дело не в них, а в нас. Любой гэбист, любой олигарх, любой либерал не страшен нашей стране, если его держать в узде. Конечно, каждый из них чем-то кому-то более отвратителен, чем другие. Но если мы научимся смотреть за властью, как хозяин смотрит за нанятым работником, то этот работник может быть кем угодно. А начнет халтурить, или приворовывать, или загуляет, ну, значит, расстанемся и наймем другого.
 
Если же мы, как обычно, хотим выбрать то ли царя, то ли атамана. Если мы власть зовем как князя нами володети или как атамана нами править. Если мы год шушукаемся, друг друга подзадориваем, рассказываем о конце света и ищем Хорошего Начальника, чтобы нам жить не мешал и за нами присматривал. Если верим на слово, если у нас много других дел и как-то недосуг присматривать за властью, то будет опять как всегда. И неважно, кто придет: симпатичный и мужественный отставной подполковник, продвинутый пользователь из питерского университета или лучший управленец и знаток электричества. Все пойдет по-прежнему, пока страну не распатронят, не высосут из нее все соки, а потом раздерут как гнилую шкурку.
 
Надо смотреть за властью, надо проверять все ее действия, как хороший хозяин следит за работником, надо думать о том, как дела в стране не только в год выборов. Надо обустраивать эту страну так, чтобы нам в ней было жить удобно. Нам, а не президентам должно быть удобно жить, ездить по улицам, работать. Нам надо научиться презирать власть, тогда, когда она заслуживает презрения, и уважать власть тогда, когда она заслуживает уважения, а спрашивать с нее – постоянно.
 
А мечты о том, чтобы выбрать Хорошего, чтобы нас Любил, о нас Заботился и театры реставрировал? Да легче обыграть наперсточника на рынке, чем в нашей стране выбрать Хорошего начальника! Конечно, Хороший – это хорошо, но даже хороший лидер нации должен всегда знать: за ним присматривают и всегда готовы спросить за его «во всем правильный курс».

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру