Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Блеск и нищета телегуру

Помню, в конце 90-ых на моей исторической родине снимали пушкинскую «капитанскую дочку». В массовке тогда, помнится, участвовал весь личный состав нашего райцентра. Мужики специально отращивали бороды, искусственно старили зипуны, спешно мастерили сани, вспоминали подзабытое в этих краях искусство джигитовки, бабы в срочном порядке чесали шерсть и пряли оренбургские платки, чтоб демонстративно кутаться в них перед камерами. А саму крепость, выстроенную на холме перед городком, несколько раз штурмовали всем поселком.

Вообщем, на съемках с массовкой проблем не было. Но всех массовиков бесконечно изумлял тот факт, что на роль Гринева и его возлюбленной режиссер пригласил никому не известных молодых польских артистов. Причем, похоже, неизвестных даже в самой Польше. На невинные вопросы землякам типа «пошто?» и «какого рожна?» режиссер раздраженно огрызался, что, мол, нынче во всей России не найти молодых одухотворенных лиц – настолько все, оказывается, очерствели в эти «ревущие 90-ые». И только высокодуховным полякам суждено понять всю драматургию и лирику бессмертного пушкинского творения. Земляков моих он конечно, не убедил. Телекритиков – тем паче. Да и всех остальных теле и кинозрителей тоже. И по сей день, когда смотришь этот в принципе неплохой фильм, не покидает ощущение, что единственной серьезной творческой неудачей в нем является подбор актеров на главные роли (Маковецкий и Машков не в счет - они-то здесь как раз красавчики). Но, к сожалению, это далеко не единственный случай, когда гуру голубых экранов дуют нам в уши, что в родном отечестве нет ни гениев, ни талантов, ни просто мастеров своего дела.

В свое время, в начале 2000-ых, группа московских каскадеров со товарищи замыслил снять картину о трудном и полном приключений историческом этапе становления солнцевской братвы. Не шибко искушенные в киноискусстве ребята со спортивными лицами, ясное дело, сперва обратились к более искушенным телегуру, к тому времени поднаторевшим в съемках разнообразных сериалов. Сценарий, и очень даже приличный, о жутком дефиците которых до сих пор душетерзательно стенает директор одного из федеральных каналов, был ими уже написан. И тут клиентов стали «грузить» филиппиками о том, как все это тяжело и трудно, что в родном отечестве практически нет толковых режиссеров и продюсеров, способных снять и продвинуть такую картину, и т. д. и т. п. Надо отдать должное спортсменам – у них сразу возникло подозрение, что налицо – банальная разводка. К тому же они всегда были патриотами своей страны и отказывались верить в то, что Россия настолько оскудела бицепсами, талантами и т.п. И вместо любезно предложенных им на канале продюсеров с колоритными фамилиям Златоподольский и т. д. самостоятельно выкорчевали откуда-то из пластов народных своего, исконного гения - с простецкой фамилией Сидоров. В результате попали в цвет - сэкономили кучу денег и сняли классный фильм – этакий русский ответ «Крестному отцу». Лично я летел с работы смотреть очередную серию про криминальную бригаду как на парусах. Да и за рубежом он прогремел - его показывали на весьма престижном Берлинском кинофестивале. Мало того – этот фильм дал старт и вывел на звездную орбиту целую плеяду актеров, о которых раньше никто в стране не знал. Большинство из них тоже были закмкадышами (где, по мнению телегуру, заканчивается жизнь не растет ячмень и не выводятся таланты). Один был родом из Астрахани, другой – из Калининграда.

Потом телегуру провел в России очередное «Евровидение». В России, по его твердому убеждению, адекватных специалистов по проведению подобных акций (и по распилу такого бабла – добавлю от себя – И.М.), естественно, не нашлось, поэтому пришлось обратиться к помощи зарубежных спецов. В результате шоу сделали – закачаешься. И с наслаждением прокрутили его по каналу. И даже неосмотрительно обнародовали сумму, выброшенн… извините, потраченную на мероприятие. А потом случился конфуз. По слухам, кому-то за зубчатыми стенами зело не понравилось, что такие деньги выбрасываются на ветер и уплывают журавлиной стайкой за рубеж, вместо того чтобы технично осесть где-нибудь в правильном и перспективном городе Сочи. Или в не менее правильном городе Владивостоке, на острове Русский, например. Запахло жареным. И телегуру стал лихорадочно оправдываться – на страницах федеральной газеты, что, мол-де, деньги на самом деле выброшены не в урну, а ушли на создание позитивного имиджа России в глазах мирового сообщества. То есть вдогонку к потраченным охулеардам пришлось пристегнуть еще несколько нулей для размещения пространной «оправдалки» в федералке. А газетные рекламщики, ясное дело, маху не дали, всадив телегуру счет с большими нулями и отбив таким макаром годовую сумму планируемой прибыли.

Очередную грань своего таланта телекреативщики явили миру, решив опестрить телехит 80-ых «Семнадцать мгновений весны». Как всегда, в России специалистов такого уровня не оказалось - смешно бы было. Пришлось обращаться к немцам. Те с арийской педантичностью содрали с клиентов не то что три шкуры, а, по собственному признанию креативщиков, «мясо срезали строго до самых костей». Каждая минута осветки обошлась гениям телекреатива в несколько миллионов европейских рублей.

А на днях прихотливый сквознячок Ее Величества Сутбы занес автора этих строк в Алматы (стольный град дружественного Казахстана, ежели кто не в курсе). Там на мероприятии местного военно-патриотического клуба познакомился с местным компьютерным гением (назовем его Денис, чтобы не обвиняли в скрытой рекламе). Так вот, это самый Денис, как выяснилось, делает ту же самую осветку, что и щепетильные немцы, только дома и "на коленке". Только результат – намного лучше. Сам Денис говорит, что если к его умению пристегнуть еще спец оборудование, то хваленых немцев можно смело отправить в одну калитку. Да и за работу он с тех же телегуру взял бы меньше на порядки.

И стоит ли обращаться к зарубежным спецам, когда под боком свои Левши пропадают? Но если «потоп-менеджеры» в России (по их словам) спецов такого уровня не нашли, то о Казахстане и говорить ничего. Да и какой Казахстан, если для них, судя по всему, уже за МКАДом жизнь заканчивается?

Вообще странные ребята - все эти новые русские телегуру. С одной стороны, вечно на понтах, как на ходулях, пальцы веером, сопли пузырями. С другой - по самую маковку напичканы комплексами собственной неполноценности. С третьей – решительно не умеющие держать всю эту ущербность в себе. Ее почему-то обязательно надо продемонстрировать окружающим, сделав при этом умную мину и «заряжая кривой отводняк» на тему, каких талантов нет в родном отечестве.

А в результате всех этих комплексов вышвыриваются на ветер охулеарды там, где можно обойтись дешевкой.

Так что все эти песни и плачи Ярославны (телевизионщики называют их еще «епрстиками») нашим теле- и кинотворцам лучше все-таки оставить при себе. Потому что иначе получается как с гоголевской унтер-офицерской женой, которая сама себя высекла - и с дефицитом сценариев, и с дефицитом талантов. Если и есть у вас какой-то дефицит, то дефицит кругозора и самоидентификации (это я крайне элегантно выразился). И не стоит при этом делегировать свои комплексы и ущербность окружающим – все равно никто не поймет и не оценит. Рецепт простой: или в себе носить, или избавляться. Третий вариант - только «по Гоголю»…

просмотров: 4857