Эра милосердия НКО

Блог Владимира Слепака
Общественный деятель

32 года назад случился один из самых позорных и скандальных эпизодов за всю историю Советского Союза. Вечером 28 мая 1987 года в «сердце» страны — в Москве у стен Кремля приземлился самолет-«нелегал», которым управлял молодой немец Матиас Руст.

В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий для некоммерческих организаций правовой статус исполнителя общественно полезных услуг. Это первый реальный шаг к выполнению поручений Президента РФ по передаче части функций государственной социальной сферы НКО.


Мы ждали, что это случится гораздо раньше и очень надеялись, что заработает механизм, заложенный в 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ» от 01.01.2015 г., но к сожалению этого не произошло. Думаю, что центральным моментом и главным вопросом нового законопроекта будет создание механизма признания правового статуса НКО, дающего право на исполнение общественно полезных услуг.


Обсуждаемые в настоящее время механизмы не соответствуют международным практикам и предполагают передать эту функцию государственному органу, в данном случае речь идет о Минюсте. Убежден, что это должен быть комиссионный орган, сформированнный при ОПРФ.


Также очевидно, что большинство НКО не готово взять на себя указанные функции в силу финансового положения, основанного исключительно на грантовой поддержке или получении субсидий из регионального бюджета. Я неоднократно говорил, что конкурировать с государственным сектором можно только на основе долгосрочного стратегического планирования, строго технико-экономического обоснования проектов и понятного доступа к ресурсам, имею в виду получение долгосрочных кредитов в наших банках.


Предлагаемый вариант искусственного создания новых льготных возможности для НКО, мне представляется несправедливым с точки зрения возможного привлечения к решению социальных вопросов нашего социально ориентированного бизнеса, при этом мы нарушаем основополагающий экономический принцип добросовестной конкуренции. При этом данный вопрос может быть разграничен только по принципу естественной незаинтересованности коммерческого сектора в низко рентабельных социальных проектах в условиях свободного и конкурентного рынка.


Создавая модель, предусматривающую активное развитие некоммерческих организаций мы также забыли, что в основе международного опыта заложены базовые принципы финансовой независимости, основанные на частичном освобождении от налогов не только юридических и физических лиц, но и самих поставщиков социальных услуг.


Именно благодаря такому подходу создается система стимулов, извините, активного милосердия. Напомню также, что другого способа привлечь средства в социальную экономику с меньшими издержками, чем государственное финансирование, просто не существует. Но об этом, в условиях кризиса, идеологи законопроекта пока предпочитают не говорить.

Другие записи в блоге