100-летие Октябрьской революции или переворота (кому как больше нравится) – безусловно, эпохальный юбилей в истории нашей страны.
Но даже через 100 лет нет какой-либо однозначной оценки этого события. В данном случае я не беру чисто исторический аспект (факты и их трактовка), а имею в виду последствия этой революции. Один из последних опросов ВЦИОМ свидетельствует о неоднозначности оценки октябрьских событий.
«46% респондентов считают, что смена власти произошла в интересах народа. Однако почти столько же людей не разделяют данную точку зрения, занимая противоположную позицию». В то же время подавляющее большинство опрошенных «считают революцию в нашей стране на современном этапе просто недопустимой».
В преддверии круглой даты модно проводить параллели между 1917 и 2017 годами. Любая историческая параллель некорректна. В этом плане более уместно сравнение с 1993 годом – расстрел Белого дома, результатом которого стал «верхушечный» переворот. Именно ельцинские реформы «перепахали» Россию, что похоже по последствиям с тем, что сделали большевики после своего переворота.
Если и есть сходство между этими вехами, то оно, на мой взгляд, заключается в следующем обстоятельстве. С поправкой на время 2017 год – наследник 1917 года. Главное в этом наследии – наплевательское отношение к Закону. Если в 1917 году «рулила» революционная целесообразность – бессудные (ревтрибунал вряд ли можно назвать судом) аресты и казни, экспроприация, массовое выдавливание интеллигенции из страны и т. д., то в наше вегетарианское время мы имеем вроде бы массу законов, ключевые из которых штампуются, исходя из политической и холуйской целесообразности.
Была ли альтернатива октябрьским событиям? Наверное, была. Нет смысла о ней рассуждать, раз альтернативой не воспользовались.
В то же время я не стал бы оценивать 1917 год и его последствия исключительно негативно. По одной простой причине – это часть нашей истории. Та часть, в которой жили наши не столь далёкие предки. Жили по-разному: одни в радости, другие в печали и горе, третьи в непонимании. Но жили же. Так и мы сегодня живём. По-разному.
Но есть одна неприглядная сторона революции. Уничтожение собственного народа. Об этом здорово сказала Людмила Улицкая в романе «Казус Кукоцкого».
Сознательное истребление дворянской отборной части общества в гражданскую войну, высылка интеллектуальной элиты в 22 году, планомерное уничтожение лучших, работящих крестьян в эпоху коллективизации, изымание из генофондов честных, имеющих смелость высказать собственное мнение во время партийных чисток, учителей и просветителей в лице духовенства; вторая мировая война и ГУЛАГ, истребившие большую часть мужской популяции, дают жестокую картину вырождения нации.
Да, за 100 лет мы, конечно, изменились. Но в варианте «лайт» по-прежнему «наследники по прямой» 1917 года. Агрессия, нетерпимость, неуважение к чужому мнению – приметы нашего времени. От тяжелых последствий спасает только то, что негатив в человеческих взаимоотношениях носит в основном виртуальный характер.
В этом плане показательна вновь искусно раздутая дискуссия о выносе тела Ленина из Мавзолея. Коммунисты надувают щёки: «Не дадим покуситься на святое». Некоммунисты: «Мы должны распрощаться с прошлым». Пустой и никчемный спор. Всё надо выносить вовремя. В том числе и трупы. В 1961 убрали из Мавзолея Сталина. Символично и понятно – сделана (как оказалась, к сожалению, не самая удачная) попытка десталинизации страны. Если Ленина убрали бы в начале 90-х, то это было бы своевременно. И могло бы стать одним из значимых символов не только декоммунизации, но и десталинизации. Не случилось. А теперь нет уже никакого смысла выносить. Нехай лежит. Труп он и в Африке труп. К тому же, как говорят, полезный для науки.
Столетний юбилей революции провоцирует ещё одну параллель. Можно ли ожидать подобных событий сегодня? Честно отвечаю: «Не знаю». Об этом лучше спросить у активистов запрещенной организации «Артподготовка».
Но не дай Бог, чтобы слова из песни оказались пророческими: «Есть у революции начало, нет у революции конца».