Футбол поколения П

Александр Покачуев
Корреспондент отдела спорта

Что-то странное происходит в нашем футболе. Такого количества грязи и черного пиара не было никогда. Даже в пресловутые 90-е, когда денег в футболе не было, но можно было практически все. Но скорее всего именно деньги всему и виной.

Классифицировать и разбираться в каждом отдельном случае, уж извините, не стану, а свалю все яйца в одну кучу.

Гаджиев называет Василия Березуцкого проституткой и посылает его вместе с Мамаевым на три всем известные буквы. Широков веселится в твиттере, легионеров кидают в клубах на годовые зарплаты. Дзагоев кроет Слуцкого. Бананы, договорняки, склоки. Это и есть наш футбол. За этой мутно-коричневой завесой самой игры уже и не видно.

От сезона к сезону обращаю внимание, что писать собственно о самом футболе приходится все реже. Требуют побольше трусов и прочего грязного белья из мира большого спорта.

Кто в этом виноват — читатель, который требует и своим интересом повышает рейтинг таким материалам, или сам издатель, который и выдает на суд общественности очередной опус о закулисье российского футбола — вопрос философский.

На днях в эфире радио «Эхо Москвы» проводили голосование. Пытались понять, кто виноват в коррупции в стране: общество или чиновники. 60% проголосовало за общество. Но не в этом суть. В эти дебри мы не полезем.

Сначала решил, что разменяв четвертый десяток, просто начинаю по-старчески брюзжать. Но ведь и многоуважаемый коллега Дзичковский недавно разразился гневной тирадой в своем материале на страницах «Спорт-экспресс», как надоел ему наш футбол с договорняками, подозрениями, склоками и прочими нечистотами.

Задумался. В итоге, как мне видится, есть два логических объяснения происходящему. Приведу оба.

Вариант первый.

Российский футбол окончательно перешел на законы шоу-бизнеса, к которому его пытаются приравнять довольно давно. И футболисты, наслушавшись доброжелателей и вспомнив, что плохой рекламы не бывает. Поняли-таки старую истину, что не важно что и как ты сделаешь, главное — чтобы это было растиражировано и получило резонанс.

На самом деле знаменитость, пусть и скандальная, играет на футболиста и его будущие контракты. Чем больше о тебе говорят по ящику и пишут в газетах, тем дороже ты себя продашь. Это объяснение довольно простое и лежит на поверхности. Да и духу времени соответствует вполне.

Послал тренера (своего или соперников — не важно), показал неприличный жест болельщикам, плюнул в соперника, отвесил пинка судье — и ты звезда. А звездам платить надо больше. Да и находиться в центре внимания приятно. Особенно если за интервью на футбольные темы не обращаются.

Вариант второй.

Недавно посмотрел фильм «Поколение П», что по Пелевину снят. Кто не видел — очень советую. Пересказывать не буду (да и вряд ли это возможно), но в нем объясняется (и на мой взгляд очень правильно объясняется) как формируется информационное поле. И по каким законам живет.

Суть в том, что с помощью современных информационных и pr-технологий можно добиться любых, даже самых невообразимых результатов. Впрочем, Пелевин тут далеко не первый. Помните фильм Барри Левинсона 15-летней давности «Плутовство» (в прокате он выходил и под названием «Хвост виляет собакой») с Робертом Де Ниро и Дастином Хоффманом? В этой картине на пальцах показано, как белое сделать черным.

Главная сюжетная линия в том, что президент США попадается на сексуальных домогательствах к несовершеннолетней школьнице. Чтобы отвлечь общественное мнение, пиарщики начинают войну. Не настоящую, а в телестудиях. Они снимают жуткие ролики с рвущимися бомбами и погибшими детьми в далекой, маленькой стране из Восточной Европы. И эти ролики потом показывают по центральным каналам. Даются пресс-конференции, берутся комментарии.

Все приводит к тому, что историю с оттенком педофилии, в которую угодил президент, все забывают. А после непродолжительной, но геройской и победной войны его рейтинги взлетают до небес.

А может и у нас так? Я сейчас только о футболе говорю.

Может чтобы мы меньше говорили о самом футболе, обсуждали необходимость перехода на частное финансирование, ставили под сомнение результаты матчей, нам и кидают очередную скандальную кость. Как той собаке, которой виляет хвост.

Мы с готовностью переключаемся на очередную сенсацию, а тем временем руководители клубов могут спокойно растаскивать бюджеты своих команд. Бюджеты, напомню, финансируемые в 99% случаев из гос-, регион- и прочих источников. Проще говоря, из нашего кармана.. Спокойно договариваются кто как сыграет в ближайшем туре. И, договорившись, закуривают сигару с мыслью какой бы на следующей неделе скандал замутить.

Теория заговора? Шизофрения автора? Может и так. Но в последнее время мне гораздо больше нравиться смотреть кино, а не футбольные матчи. И в разы больше, чем обсуждать очередные жареные новости из мира футбол-биза.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру